14.04.2015 00:44
    Поделиться

    Эксперты: Электронные торговые площадки набирают популярность в России

    Электронные площадки помогают экономить на закупках
    Закупки через электронные торговые площадки (ЭТП) пользуются все большей популярностью у отечественных компаний. Кроме того, государство принимает ряд мер, чтобы значительно расширить число процедур в электронном виде.

    По данным Центра электронных торгов B2B-Center, неожиданно среди растущих сегментов в прошлом году оказались: автосервис (+30,6%), услуги по торговле (+30,2%), медицина и здравоохранение (+27,4%) и охранные услуги (+22,1%). "Эту тенденцию можно объяснить оптимизацией расходов крупнейших российских компаний, которая сопровождается переводом в электронную форму все новых видов закупок. Это позволяет большинству добиться значительного повышения эффективности закупочной деятельности", - говорит Алексей Дегтярев, генеральный директор Центра электронных торгов B2B-Center.

    Кроме того, новым витком в закупках через Интернет в этом году стал запуск системы ЭТП ГПБ "Корпоративного интернет-магазина закупок малого объема". Из названия понятно, в системе компании будут закупать "не по-крупному", общая сумма закупок должна быть в пределах 500 тыс. рублей. Важно, что интернет-магазин расширит доступ субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием. Согласно плану правительства РФ не менее 15% закупок этих компаний должны приходиться на долю МСП.

    "Функционал интернет-магазина позволяет заказчику осуществлять поиск товаров, работ и услуг по прайс-листам поставщиков, зарегистрированных на площадке, сравнивать цены, условия доставки, а также контролировать закупки и иметь доступ к статистике закупок малого объема по всем филиалам", - говорит гендиректор ЭТП ГПБ Михаил Константинов.

    Исследования ведущих ЭТП показывает, что закупали в Интернете отечественные компании и в каком объеме. За прошлый год общий объем электронных закупок отечественных промышленных компаний увеличился в среднем на 20%. В системе электронных торгов B2B-Center объем закупок увеличился на 25%, а портал Fabrikant.ru зафиксировал рост на 23,6%.

    Причем на обеих площадках через электронные торги компании чаще всего закупали стройматериалы, а также машиностроительную и металлургическую продукцию.

    По словам Алексея Дегтярева, внедрение новой контрактной системы в сфере госзакупок, нестабильная экономическая ситуация, а также завершение масштабных государственных проектов привели к тому, что заметный рост показали электронные закупки в сфере услуг. В промышленном и строительном сегменте рост был незначительный, либо отсутствовал.

    По результатам исследования Центра электронных торгов В2В-Center, самая крупная доля закупок пришлась на строительные товары и услуги - 20,2% от общего числа процедур, впрочем, по итогам 2013 года эта цифра была выше всего на 0,8%. Большинство торгов прошло по проектам капитального строительства и реконструкции. Основными заказчиками на площадке были электроэнергетические компании.

    На портале Fabrikant.ru схожие показатели, самая крупная доля закупок пришлась также на строительные товары и услуги - 24%. Большинство торгов здесь проходило по проектно-изыскательным и строительно-монтажным работам, а также по закупке строительных материалов и комплектующих.

    На втором месте две площадки указали рост объема закупок продукции и услуг машиностроительной отрасли. В системе B2B-Center их доля составила 18,6%, хотя в 2013 году этот показатель был немного выше - 19,5%. На площадке Fabrikant.ru объем закупок в отрасли составил 10%. Закупали в основном машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, буровое оборудование. Наибольший рост закупок показали металлургические компании, электроэнергетики, компании нефтегазовой и строительной отраслей.

    Доля закупок продукции металлургического комплекса в системе B2B-Center осталась на уровне позапрошлого года - 11%. Тогда как Fabrikant.ru зафиксировал заметный рост в этой отрасли (17,8%). Основными потребителями оказались предприятия машиностроительного комплекса, нефтегазовой и нефтехимической отраслей.

    "С конца прошлого года крупные заказчики начали действовать по примеру прошлого кризиса. Они корректируют инвестиционные программы, замораживают все расходы, ориентированные на развитие, снижают объемы отдельных процедур. Закупки идут только для поддержания текущей деятельности компаний. Поэтому доля этих отраслевых сегментов не выросла", - говорит Алексей Дегтярев.

    "Мягкий рост будет за счет того, что на рынке будет появляться новая номенклатура. Кроме того, сейчас государство предпринимает ряд усилий для того, чтобы значительно расширить число процедур в электронном виде в корпоративном секторе для заказчиков по 223-ФЗ", - резюмировал Сергей Габестро.

    Поделиться