14.04.2015 00:41
    Поделиться

    Игорь Коваль: Востребованность механизма ГЧП растет

    Экономические условия не могли не сказаться на развитии государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. Как себя чувствует рынок ГЧП в кризис, "РГБ" рассказал директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Игорь Коваль.

    - Какая ситуация сейчас на рынке?

    - Текущая экономическая ситуация, безусловно, повлияла на планы и подготовку концессионных проектов. С одной стороны, из-за стоимости банковского финансирования и возможности его привлечения по ряду проектов пересматриваются отдельные условия и продлеваются сроки рассмотрения конкурсных предложений. С другой стороны, если смотреть на итоги 2014 года по сравнению с 2013 годом, наблюдается увеличение числа проектов в 5,4 раза (436 шт.) на различных стадиях. Заключено было 170 соглашений. Такое увеличение связано как с существенной активизацией муниципальных образований, в первую очередь в сфере ЖКХ, так и с обязанностью, начиная с 2014 года, публиковать объявления и соответствующую конкурсную документацию на портале torgi.gov.ru. Более 100 концессионных соглашений было заключено в 2014 году в отношении систем горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, а также отдельных элементов таких систем. При этом, судя по тому, что около 20% соглашений не было заключено в результате несостоявшегося конкурса, уровень подготовки документации и предварительной проработки проекта остается достаточно низким.

    - Изменились ли источники финансирования?

    - Среди последствий изменения экономических условий наиболее ощутимым для инвестиционной активности стало существенное увеличение стоимости заемного финансирования. В связи с этим приняты меры по облегчению доступа инвесторов к источникам заимствований. В частности, реализуется программа поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. Поясню в чем суть: аккредитованные коммерческие банки получили доступ к льготному фондированию ЦБ для дальнейшего предоставления кредитных ресурсов инвесторам. Завершен отбор уполномоченных банков и первых проектов. Программа вызвала огромный интерес со стороны инвесторов, и уже сейчас подано более 300 заявок от банков и инициаторов проектов. Кроме того, совершенствуется процедура предоставления государственных гарантий РФ на реализацию инвестиционных проектов. В частности, изменениями предусмотрено уточнение процедуры отбора на каждом этапе и соответствующее сокращение форм документов, сроков рассмотрения и принятия решений. Кроме того, предложена возможность подачи заявки как принципалом, так и кредитором (организатором облигационного займа). Принят ряд решений по докапитализации ряда крупных банков для поддержки программ кредитования инвестиционных проектов. Это серьезные меры в части источников финансирования.

    - Сколько проектов ГЧП сегодня реализуется?

    - Результаты действенности принятых мер можно будет оценивать не раньше, чем в конце года. Но, например, в части количества проектов ГЧП можно сказать, что уже заметны изменения. В марте 2015 года в России на различных этапах реализации - от инициирования до эксплуатации объекта - находилось 586 проектов ГЧП (без учета концессионных соглашений, заключенных в Крыму).

    - Сколько из них концессий всего, а сколько муниципальных?

    - Если говорить исключительно цифрами, то из 586 проектов 427 - это концессионные соглашения, из них 8 проектов на федеральном уровне. На основе регионального законодательства о ГЧП 103 соглашения. Еще 56 соглашений на основе форм, близких к ГЧП (54 - договоры аренды государственной или муниципальной собственности с инвестиционными обязательствами арендатора; 2 контракта жизненного цикла в рамках законодательства о закупках). Сегодня в российской правоприменительной практике основной формой ГЧП является концессионное соглашение, однако, как видно из цифр, наблюдается и рост других форм. При этом официальную статистику по проектам ГЧП Росстат не собирает. Поэтому для формирования информационной базы данных о развитии ГЧП в регионах Минэкономразвития России организована работа по сбору информации о состоянии институциональной среды ГЧП на местах (то есть объективных условиях, созданных в субъектах РФ для реализации проектов ГЧП, начиная с наличия региональных законов в этой сфере и заканчивая описанием работы ответственных за ГЧП функциональных подразделений и количеством работающих в них квалифицированных должностных лиц). В результате сформирована "Единая информационная система в сфере государственно-частного партнерства в РФ", публичный доступ к которой открыт на сайте Минэкономразвития России, а также на специализированном портале в сети Интернет www.pppi.ru. Помимо банка проектов ГЧП там собрана и актуальная база федеральных и региональных законодательных нормативно-правовых актов в сфере ГЧП; методические материалы, рекомендации, исследования и примеры "лучших практик" в сфере ГЧП в РФ и за рубежом; информационно-аналитические материалы и объявленные тендеры на проекты ГЧП.

    - Как проекты ГЧП распределяются по сферам?

    - Проекты распределены по четырем основным инфраструктурным направлениям. В части коммунальной инфраструктуры - 194 проекта. На социальную инфраструктуру приходится 165 проектов. В энергетической инфраструктуре - 163 проекта и в транспортной инфраструктуре - 64 проекта. Мировая практика свидетельствует, что в разных отраслях механизмы ГЧП осваиваются неравномерно, куда-то ГЧП приходит раньше, куда-то позже. Наше отраслевое распределение в целом свидетельствует о выходе отечественного рынка ГЧП на качественный уровень, характеризующийся, с одной стороны, наличием необходимого объема предложения объектов под реализацию проектов ГЧП со стороны публичного партнера, с другой - сопоставимым уровнем заинтересованности частного инвестора в инвестициях в проекты в различных сферах. То есть и сами созданные условия в разных отраслях можно назвать адекватными, что характерно для уровня развития рынка, прошедшего этап становления.

    - Как вы оцениваете потребность в финансировании инфраструктуры?

    - По оценкам Всемирного банка, общие расходы на инфраструктуру в России должны составлять не менее 4-5% ВВП в год, то есть более 4 трлн руб. Эта цифра сопоставима с прогнозом Газпромбанка, по оценкам которого в ближайшее десятилетие потребность в финансировании инфраструктуры в стране, не считая социальной сферы, составит около 753 млрд долл., из которых около 75% будет приходиться на автомобильные дороги. Очевидно, что потребность в финансировании объектов общественной инфраструктуры в стране в значительной степени покрывается за счет бюджетных средств, в рамках государственных программ, ФЦП, адресных инвестиционных программ, региональных программ и других бюджетных источников. Но этого явно недостаточно.

    - Как организуются в России концессии?

    - Сегодня можно с уверенностью сказать, и это подтверждается приведенными статистическими данными по доле концессий в общем числе проектов ГЧП, концессия в России заработала. И количество проектов, реализуемых в рамках концессионного законодательства, неуклонно растет. Это стало возможным благодаря активной деятельности по развитию и адаптации Федерального закона "О концессионных соглашениях" и смежного с ним законодательства под меняющиеся экономические условия. Регулярно велись консультации с бизнесом и банками для того, чтобы максимально учесть текущие потребности рынка. В результате в прошлом году были приняты два пакета поправок к федеральному закону о концессионных соглашениях.

    Часть норм закона уже вступила с 1 февраля 2015 года в силу, часть - будет применяться с 1 мая 2015 года. Принятые поправки направлены в первую очередь на совершенствование процедуры заключения концессионных соглашений и на стимулирование успешной подготовки и реализации концессионных проектов.

    Речь в первую очередь идет о введении института частной инициативы. Это своеобразная новелла в российской практике, по сути, дает возможность инвестору обращаться в орган власти с предложением заключить концессионное соглашение в отношении заинтересовавшего его объекта. Причем речь идет как о существующих, так и новых объектах. Этот инструмент позволит сократить сроки и затраты концедента на подготовку проекта концессионного соглашения и проведения конкурсных процедур (а практика показывает, что отсутствие финансирования на подготовку проекта зачастую становится основной преградой в его реализации).

    Для инициатора появляется возможность заключить концессионное соглашение без конкурса на предложенных условиях. Крайне важными являются поправки, гарантирующие окупаемость инвестиций концессионера и получение им выручки, предусмотренной соглашением. Вводится возможность изменять существенные условия концессионного соглашения, в том числе его срок по требованию концессионера.

    Правительство определит основания, по которым могут быть изменены такие условия, а также порядок согласования федеральным антимонопольным органом таких изменений. Актуальным нововведением с точки зрения структурирования проектов и привлечения в них заемного финансирования является также возможность проведения совместного конкурса несколькими публично-правовыми образованиями и последующее заключение концессионных соглашений с единственным концессионером, что должно повысить привлекательность мелких проектов для банков. Кроме того, в закон включены нормы, которые должны повысить интерес инвесторов к концессии.

    - Например?

    - Распространение механизма платы концедента концессионеру в отношении всего перечня объектов концессионного соглашения; преимущественное право выкупа концессионером объекта соглашения после окончания срока его действия при условии добросовестного исполнения таким концессионером условий соглашения. Однако количество несостоявшихся конкурсов показывает, что одними мерами нормативного характера проблему не решить. Необходимо применение комплекса мер, направленных в том числе на повышение квалификации как чиновников на местах, так и информированности инвесторов об этих механизмах.

    - Какова потребность в ГЧП сегодня?

    - В сложившихся экономических условиях, учитывая рост бюджетного дефицита, секвестр расходов, ни ускоренное развитие, ни даже поддержание общественной инфраструктуры на текущем уровне износа за счет только бюджетного финансирования не представляется возможным. Бюджеты регионов на фоне кризисных явлений демонстрируют тенденцию к уменьшению объема инвестиций в инфраструктуру. При этом потребность в комплексной модернизации объектов общественной инфраструктуры как таковая, очевидно, не снижается. Уровень износа основных фондов общественной инфраструктуры России оценивается как высокий и варьируется в различных отраслях в пределах 45-55%. Таким образом, востребованность механизма ГЧП, безусловно, только возрастает. Участие в проектах ГЧП, в том числе концессионных, выгодно инвесторам, так как инфраструктура - это большой стабильный долгосрочный бизнес: в ухудшающихся экономических условиях долгосрочные проекты (10-30 лет) являются хорошим инструментом своеобразной страховки от экономических спадов.

    - Какие меры принимаются для роста рынка ГЧП?

    - Совместно с Госдумой ведется работа над законопроектом "Об основах государственно-частного партнерства в РФ", разрабатываются методические пособия для региональных администраций, проводятся семинары для чиновников на местах. Это целый комплекс мер, которые мы регулярно корректируем под текущие рыночные потребности.

    Поделиться