14.04.2015 14:13
    Поделиться

    Как изменилась жизнь янтарного края после отмены пунктов пропуска

    Жители Калининградской области и Польши стали чаще обращаться к теме упрощения пограничного и таможенного режимов. Особую популярность подобные разговоры приобрели, когда самый западный российский регион и сопредельные польские воеводства превратились в безвизовую зону в рамках соглашения о местном приграничном передвижении. Количество контактов, в том числе в бизнес-среде, увеличилось. Вместе с тем выросло влияние пограничных и таможенных процедур на общение калининградцев и поляков.

    Чтобы понять, как меняется жизнь приграничья после исчезновения пунктов пропуска, корреспондент "РГ" отправилась в польский город Слубице и немецкий Франкфурт-на-Одере. Фактически речь идет о едином муниципальном образовании, которое разделяет только река. Пограничные и таможенные службы покинули эти города больше семи лет назад, когда Польша стала частью шенгенского пространства.

    Забегая вперед, из командировки можно сделать два главных вывода. Во-первых, у калинин-градско-польской и немецко-польской приграничных зон много общего. Во-вторых, за открытием границ следует не только свобода передвижения, но и множество проблем.

    К парикмахеру в Польшу

    В Слубице живет 20 тысяч человек, во Франкфурте-на-Одере - 60 тысяч. Путь из Польши в Германию пешком занимает около пяти минут. Достаточно перейти мост над рекой Одер - и ты уже в другой стране.

    После отмены таможенного и пропускного режима поляки и немцы быстро поняли, что такое близкое соседство может быть выгодным. По информации мэрий двух городов, половина жителей Франкфурта-на-Одере регулярно отовариваются в польских магазинах и где-то пятая часть жителей Слубице совершают шопинг в Германии. Немцы покупают в Польше бензин и сигареты (эти товары стоят на другой стороне реки на 20-50 процентов дешевле), хлеб, мясные и молочные продукты. Поляки в Германии - бытовую химию, косметику, фрукты и овощи, одежду.

    Популярны среди франкфуртцев и поездки в Слубице за услугами. К примеру, в маленьком польском городке работает 123 парикмахерских, многие из которых ориентируются именно на немецких клиентов.

    - Кроме того, немецкие соседи часто приезжают в Слубице, чтобы посетить стоматологов, пластических хирургов, велнес- и спа-центры, - делится информацией сотрудник центра кооперации польского и немецкого городов Иоанна Пыргель. - Стоимость этих услуг в Польше ниже, чем в Германии.

    На уровне мэрий сотрудничество не менее активное, чем на уровне потребителей и продавцов товаров и услуг. Есть план совместных действий до 2020 года, в рамках которого планируется реализовать около 40 общих образовательных, культурных, коммунальных и других проектов. Например, недавно муниципальные и частные инвесторы соединили тепловые системы городов. Зимой тепло в Слубице будет поступать из Франкфурта-на-Одере, а летом в обратную сторону начнется перекачка горячей воды.

    А вот для немецкого бизнеса открытие границ оказалось не таким уж и благом. Гуляя по Франкфурту-на-Одере, я не встретила ни одной парикмахерской или салона красоты. Многие закрылись, не выдержав конкуренции с поляками, пояснили местные жители. Практически нет в окрестностях немецкого города бензоколонок, много пустых столиков в кафе и ресторанах. Зачем экономным жителям обедать за 30-40 евро, если можно перейти через мост и купить подобный обед за 10-20 евро.

    Меняю колбасу на бензин

    Жители Калининградской области и Польши тоже приезжают друг к другу за покупками, несмотря на наличие границ. Список товаров, которые поляки приобретают в самом западном российском регионе, невелик: бензин, уголь, сигареты (либо две пачки в рамках разрешенного минимума, либо больше, но уже контрабандой).

    Шопинг калининградцев куда более масштабный. По данным польского генконсульства в Калининграде, почти каждый пятый калининградец имеет либо польскую шенгенскую визу, либо безвизовую карточку местного приграничного передвижения (МПП). Жители эксклава покупают в Польше еду, бытовую химию и парфюмерию, детские товары, лекарства и многое другое. В конце прошлого и начале текущего года в связи с девальвацией рубля поток калининградских покупателей в польских магазинах сократился. Однако сейчас, когда стоимость злотого упала с 19-20 до 15-16 рублей, шоп-туры в Польшу возобновились.

    С одной стороны, представители торговой сферы самого западного российского региона не раз выражали недовольство калининградско-польским безвизовым режимом. Только за первые шесть месяцев прошлого года, по информации польской Таможенной палаты, россияне выставили счета tax free на 92 миллиона злотых. Это больше миллиарда рублей, которые недополучили калинин-градские продавцы.

    С другой стороны, наличие серьезной заграничной конкуренции заставляет калининградских торговцев думать, как привлекать покупателей. Кто-то устраивает акции, кто-то пересматривает ценовую политику.

    Трудовая миграция

    Вернемся в Слубице и Франкфурт-на-Одере. С открытием границ изменения затронули не только торговую сферу, но и рынок труда. Сейчас в приграничном немецком городе живут около полутора тысяч поляков.

    - Еще несколько тысяч граждан Польши нашли работу в населенных пунктах между Франкфуртом-на-Одере и Берлином, - рассказывает сотрудник центра кооперации польского и немецкого городов Зойрен Больманн.

    Жители приграничных восточных районов Польши, где действует режим МПП, в свою очередь, интересуются калининградским рынком труда. Средний уровень безработицы в Польше составляет 12-16 процентов, в приграничных районах этот показатель достигает 25 процентов. Причем новых рабочих мест создается мало. В Калининградской области, несмотря на кризис и оптимизацию штатов в ряде организаций, безработица не превышает двух процентов от экономически активного населения.

    - Неудивительно, что Калининградская область привлекает граждан приграничных районов Польши, которым для пересечения границы даже не нужно получать визу, - комментирует ситуацию управляющий партнер рекрутингового агентства "Персонал-Янтарь" Наталья Воронцова.

    Рынок труда соседнего государства агентство изучает около трех лет. Желание работать в Калининградской области выражают специалисты многих отраслей. К примеру, строители, которые потеряли работу, когда завершилась реализация масштабных проектов Евро-2012. Готовы к переезду и работники агропромышленного комплекса.

    Впрочем, рядовые жители Франкфурта-на-Одере далеко не всегда рады полякам, которые пересекают реку в поисках работы. Ведь работники из Слубице, готовые трудиться за меньшие деньги, чем немцы, сбивают уровень зар-плат.

    Что касается калининградского рынка труда, за его устойчивость в связи с наплывом польских работников эксперты не боятся. Во-первых, речь идет не о тысячах, а о сотнях человек. Во-вторых, приоритет при трудоустройстве получают высококвалифицированные работники, чей опыт даст толчок к развитию калининградской экономики.

    Береги автомобиль

    Еще один момент, негативный для немецкой стороны, связан с ухудшением криминальной обстановки. После открытия границ количество квартирных краж во Франкфурте-на-Одере выросло на 30 процентов. В немецком городе стали чаще пропадать машины, велосипеды и даже газонокосилки. Обострились и глобальные проблемы: незаконная миграция, контрабандные и контрафактные товары, следующие транзитом в Германию через Польшу.

    Когда шли переговоры о местном приграничном передвижении между Калининградской областью и Польшей, стороны также опасались ухудшения криминальной обстановки. Однако ситуация осталась неизменной и в российском регионе, и в приграничных польских воеводствах.

    - Рост преступности во Франкфурте-на-Одере вызван не открытием границ как таковым, а огромной экономической пропастью между Польшей и Германией, - рассуждает руководитель Польского культурного центра в Калининграде Томаш Оманьски. - В то время как калининградцы и поляки находятся в более-менее сопоставимых экономических условиях. Разумеется, размышления об открытии границ между Россией и Польшей - это всего лишь фантастические теории. Но, как мне кажется, калининградско-польскому приграничью будет полезен опыт сотрудничества Польши и Германии. Нам следует взять на заметку их достижения, извлечь уроки из их ошибок.

    Поделиться