09.04.2015 12:15
    Поделиться

    В России появится национальная сеть кафе общественного питания

    Михалков и Кончаловский бросили вызов McDonald’s
    В России скоро может появиться национальная сеть кафе общественного питания "Едим дома", которая будут конкурировать с западными сетями фаст-фуда.

    Грандиозный проект в рамках программы импортозамещения, в который потребуется вложить на начальном этапе около миллиарда рублей, предлагают воплотить известные кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский, вчера сообщила газета "Коммерсантъ". Окупить затраты, по их оценкам, можно будет меньше, чем через пять лет. Для этого средняя цена заказа в кафе должна быть не ниже 350 рублей. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил факт встречи Владимира Путина и режиссера Никиты Михалкова, однако подробностей не рассказал.

    Вчера в правительстве под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича планировалось рабочее совещание с участием представителей минпромторга, минэкономразвития и минсельхоза, посвященное созданию сети таких кафе. Об этом "РГ" сообщили в минпромторге. Подтвердили это и в секретарите вице-премьера. Но на момент подписания номера о результатах обсуждения ничего известно не было.

    Свою кулинарную идею знаменитые режиссеры изложили в письме президенту страны еще в середине марта 2015 года, и он ее поддержал. В качестве пилотного проекта Кончаловский и Михалков хотят построить в Московской и Калужской областях две фабрики-кухни, открыть 41 небольшое кафе, совмещенные с магазинами, и 91 кулинарию. Меню будет больше чем на треть состоять из местных продуктов, готовить блюда будут на региональных фабриках-кухнях. С администрациями Московской и Калужской областей идея также согласована. Проект, по мнению авторов идеи, соответствует как стратегии поддержки отечественного сельского хозяйства, так и малого и среднего бизнеса.

    По словам президента Федерации рестораторов и отельеров России, одной из ключевых фигур российского ресторанного бизнеса Игоря Бухарова, "попытаться сделать что-то свое - это хорошая идея". Вопрос в том, чтобы цена соответствовала качеству. И в хороших специалистах, которые помогут запустить идею и окупить вложенные средства. Сегодня в России больше 200 сетей быстрого питания с оригинальными идеями российских рестораторов. Но им легче купить франшизу и зайти на рынок, чем начинать с нуля. Однако как позитивный опыт удачного национального фаст-фуда Бухаров привел в пример Венгрию с их фирменным блюдом, покорившем гурманов "гуляш в каравайчике".

    Кстати, в январе 1995 года московское правительство создало сеть ресторанов быстрого питания "Русское бистро" как альтернативу "Макдоналдсу". Клиентам предлагались русские пельмени, блины, борщи и другие народные блюда. Сеть была представлена как отдельно стоящими бистро, так и бистро на фуд-кортах в торговых центрах, а также уличными киосками "Русское бистро - экспресс". Контрольный пакет акций принадлежал московскому правительству, инвестировавшему в проект около 2,5 миллиона долларов.

    Однако после кризиса 1998 года сеть понесла убытки. По мнению экспертов, из-за непродуманной концепции, ошибок некомпетентного менеджмента, незнания целевой аудитории. После того как его руководство ввело в меню водку, бистро превратились в рюмочные.

    Напомню, что в советском общепите быстрого обслуживания были популярны сосисочные, пельменные, беляшные, пончиковые. Но сейчас, чтобы в приготовлении быстрых и вкусных блюд конкурировать с западными сетями, на которые по всему миру работают целые институты "гамбургеров", потребуется особенный подход, говорят эксперты.

    Профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федераци Александр Пиддэ считает, что "поднять" идею русского фаст-фуда помогут громкие имена ее авторов-кинорежиссеров и поддержка государства. Причем средства можно привлекать не обязательно из бюджета, а в качестве частных инвестиций. "Это простимулирует местных сельхозпроизводителей, которые будут работать "под заказ" фабрик-кухонь", - говорит Пиддэ. Профессор также предполагает, что реализовывать пилотный проект с успехом можно и в Крыму, где много отдыхающих и откуда "ушел" "Макдоналдс".

    Тем временем у столичных рестораторов бизнес стал налаживаться после кризиса последних месяцев. Москвичи снова стали ходить в кафе и рестораны. Но из многих меню пришлось убрать сложные и дорогие блюда, а средний чек с начала года снизился на 10 процентов, сообщил Бухаров.

    В то же время, во многих городах-миллионниках значительно выросло число фреш-баров. Люди пиву и вину предпочитают соки и лимонад.

    Поделиться