07.04.2015 00:44
    Поделиться

    Владимир Гутенев: Кадровая ситуация в России изменилась к лучшему

    Подготовка специалистов для промышленности выходит на новый уровень
    Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение "О популяризации рабочих и инженерных профессий". Такая необходимость связана с возрастающей потребностью в высококвалифицированных работниках на высокопроизводительные рабочие места, прежде всего на предприятиях машиностроительной отрасли и военно-промышленного комплекса. Правительство также утвердило государственный план по подготовке кадров со средним и высшим профессиональным образованием для предприятий ВПК на 2016-2020 годы.

    О том, как эти меры повлияют на развитие важнейших отраслей отечественной экономики, "РГБ" рассказал первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Владимир Гутенев.

    - Как изменилась ситуация с инженерными и рабочими кадрами на предприятиях машиностроительной отрасли за последние несколько лет?

    - Кадровая ситуация изменилась к лучшему, но не настолько, чтобы в полной мере соответствовать уровню и сложности сегодняшних задач, стоящих перед промышленностью. Иными словами, если в начале нынешнего тысячелетия она носила едва ли не драматический характер, то сейчас эту ситуацию можно оценивать как сдержанно-оптимистическую. Однако в содержательном плане кадровая проблема значительно усложнилась. И это не парадокс, а логика современного этапа промышленного развития, нацеленного на технологический прогресс, конкурентоспособность, инновационность, импортозамещение. С одной стороны, новые технологии снижают потребность в людских ресурсах, с другой - на порядок повышают планку требований к качеству инженерных и рабочих кадров и, соответственно, к качеству системы профессиональной подготовки.

    - Вспомним историю вопроса.

    - Известно, что после обвала промышленности в 90-е годы произошло, образно говоря, "глубокое вымывание" ее производственного персонала. В машиностроении численность работников сократилась в 2 раза. Казалось, что продолжавшийся почти 10 лет экономический подъем остановит отток кадров из промышленности. Но на-дежды на то, что "невидимая рука рынка" отрегулирует проблему, не оправдались. По данным социологических исследований, проведенных Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, к 2007 году почти 50% машиностроительных предприятий испытывали острый дефицит кадров, прежде всего квалифицированных рабочих и инженеров, нехватка которых порой доходила до 70-80%. В среднем в расчете на одно предприятие не хватало работников в объеме 1/5 от имевшейся численности. Причем дефицит носил как квалификационный, так и демографический характер при их взаимосвязи. То есть нехватка квалифицированных работников тормозила технологическое развитие и производство современной продукции, а отсталость производственной сферы сдерживала приток молодежи на предприятия. В результате, по экспертным оценкам, около 60% машиностроительных предприятий снизило качество продукции, у половины предприятий ограничились возможности по увеличению роста производства, а 1/4 предприятий были даже вынуждены пойти на сокращение производства.

    - Что помогло изменить ситуацию?

    -Только вмешательство государства и общества, более активная кадровая политика самих предприятий. Появились государственные программы кадровой направленности, был предпринят ряд конструктивных шагов в сфере вузовской подготовки и на производстве для формирования и привлечения в промышленность нового поколения специалистов. Сейчас спрос на кадры в целом по промышленности упал на 10-15%. Наглядность изменений можно продемонстрировать на примере Всероссийского института авиационных материалов - члена Лиги содействия оборонным предприятиям. В 1998 году на 2400 сотрудников ВИ-АМа приходилось всего 27 человек в возрасте 35 лет. Средний возраст составлял 61,5 года. В 2014 году в институте работают 1905 человек, из них 800 человек моложе 35 лет, средний возраст 44 года. За 16 лет кадровый состав обновлен на 85%. Но главное, и на уровне государства, и на уровне бизнеса пришло понимание системности кадровой проблемы, в решении которой без комплексных подходов не обойтись. Как отражение этих подходов можно расценивать и недавние правительственные решения по популяризации рабочих и инженерных профессий и подготовке кадров для ОПК на период до 2020 года.

    - Что вы имеете в виду, говоря о системности кадровой проблемы?

    - Прежде всего то, что в ней увязаны и школьное, и вузовское образование, профессиональные стандарты и учебные программы, практическое взаимодействие образования и производства, карьерные и социально-бытовые условия на предприятиях, возможности профессионального совершенствования, социальный статус и престиж рабочих и инженерных профессий.

    Каждое звено в этой цепи должно быть наполнено конкретным содержанием. Так, для выявления талантливой молодежи и ее ориентирования еще со школьной скамьи на инженерные специальности Союз машиностроителей России проводит олимпиаду по инженерным и естественно-научным творческим направлениям "Звезда" - Таланты на службе обороны и безопасности". Только в первой олимпиаде было задействовано более 100 тыс. участников, около 20 вузов и свыше 10 наиболее значимых холдингов. Чтобы приблизить подготовку специалистов к требованиям производства, мы реализуем Всероссийскую программу практик и стажировок для студентов технических вузов на предприятиях машиностроительной отрасли "Ты - инженер будущего". Для формирования нового инновационного поколения традиционно проводим научно-практическую конференцию молодых ученых и специалистов "Будущее машиностроения России" на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, международный молодежный промышленный форум "Инженеры будущего", молодежный проект "Заказ на инновации". И это дает практическую отдачу. Всего за 4 года в этих мероприятиях приняли участие десятки тысяч молодых инженеров, специалистов из сотен машиностроительных предприятий и технических вузов. Причем многие из них уже входят в костяк инновационной элиты России, а лучшие введены в состав общественных советов федеральных органов исполнительной власти и экспертных советов Госдумы.

    - Где проблема с нехваткой квалифицированных кадров стоит наиболее остро?

    - Наиболее динамичные изменения сейчас происходят в высокотехнологичном секторе российской экономики и в его системообразующем ядре - оборонно-промышленном комплексе. Здесь наиболее активно идет технологическое перевооружение и решаются проблемы масштабного импортозамещения. Сделать это без квалифицированных кадров невозможно. Отсюда и значительная потребность в первую очередь в линейных инженерах, в частности, в мастерах производственных участков, в технологах начальных разрядов. Причем прошедших обучение по практико-ориентированным программам высшего образования, которые сочетают базовую общеинженерную подготовку с практическим профессиональным обучением. Очень нужны специалисты в области радио-электроники и для атомной промышленности.

    Необходимость в повышении инновационной составляющей в экономике обусловливает потребность в инженерах-исследователях и разработчиках, владеющих технологиями мирового уровня и способных обеспечивать инновационные прорывы в высокотехнологичных отраслях, а также в инженерах-предпринимателях, организующих производство инновационных продуктов. Среди востребованных рабочих специальностей высокой квалификации назову операторов станков с ЧПУ, наладчиков, технологов-программистов современных станков с ЧПУ, оснащенных сенсорами усилий и системами активного управления размерами, специалистов по программированию систем управления робототехническими комплексами.

    - Насколько сегодня эффективно сотрудничество вузов и профильных образовательных учреждений с предприятиями?

    - Мы уже говорили о том, что качество инженерных и рабочих кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и это принципиально важно для его технологической, экономической независимости. Уровень знаний и компетенций специалиста должен быть не только максимально приближен к сегодняшним требованиям производства, но и мог бы адаптироваться к динамичным изменениям. Разве может быть терпимым то положение, при котором многих выпускников технических вузов необходимо еще достаточно долго и довольно затратно доучивать на предприятиях? Или когда около 30% выпускников колледжей (бывших ПТУ) не умеют читать чертеж? Сегодня нужно готовить такие кадры, которые могут работать с самыми передовыми технологиями не только сегодняшнего, но и завтрашнего и даже послезавтрашнего дня. Так что нашей образовательной системе надо решительно избавляться от присущей ей инерционности. Здесь есть единственный путь - ее предельно тесное взаимодействие с промышленными предприятиями.

    Потребности в перспективных компетенциях надо учитывать и при формировании новых и инвентаризации уже действующих профессиональных стандартов. При этом принципиально важно, чтобы именно на основе обновленных профстандартов формировались и актуализировались образовательные стандарты. Этой работой занимается Национальный совет компетенций и квалификаций, с участием ведущих бизнес-объединений страны.

    - Какие камни преткновения стоят на пути этого сотрудничества?

    - Я бы говорил не о препятствиях, которых на самом деле не так уж и много, а о решении проблем, которые сделают сотрудничество образования и производства более эффективным. Сегодня длительность подготовки инженерных кадров зачастую больше, чем сроки обновления технологий. Следовательно, необходимы ближне- и среднесрочные прогнозы количественной и, самое главное, содержательной потребности в инженерных кадрах, в первую очередь для машиностроительного, оборонно-промышленного, топливно-энергетического комплексов. Причем в разрезе не только отраслей, но и регионов и крупнейших работодателей. При этом точность таких прогнозов будет увеличивать участие профильных организаций. С этой точки зрения показательно, что от минобрнауки нашему союзу даны полномочия по определению контрольных цифр приема в вузы по специальностям машиностроения, авиационной и ракетно-космической техники, техники и технологий кораблестроения и водного транспорта. Мы уже внесли свои предложения по формированию структуры и объема контрольных цифр приема на 2016 год на основе анализа полученных данных от предприятий членов союза. Более активно надо укреплять материальную базу инженерных факультетов, особенно по таким критически важным направлениям, как авиационная, атомная, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение. Настойчиво развивать такие уже апробированные формы взаимодействия, как целевая подготовка, базовые кафедры, взаимный доступ к оборудованию друг друга в учебных и научных целях, привлечение специалистов к преподаванию в вузах, заказы на разработки и совместные прикладные исследования.

    - Сегодня практически утерян институт наставничества. Возможно ли его возродить?

    - Само по себе наставничество как проверенная временем эффективная форма передачи профессионального опыта и навыков, вероятно, так или иначе существует. Но вот былые организационные формы оно потеряло. Сейчас на предприятиях с активной кадровой политикой его возрождают. Во всяком случае можно привести пример компании "Объединенные машиностроительные заводы". Здесь реализуется проект "Наставничество", который направлен на повышение престижа рабочих профессий в целом и совершенствование профессионального мастерства рабочих основных профессий. В нем два направления. Первое - отбор наиболее грамотных кадровых рабочих, имеющих необходимые знания и навыки для того, чтобы передавать свой опыт молодым коллегам. Второе направление проекта - развитие системы премирования лучших наставников, которая предполагает в том числе единовременные денежные вознаграждения - гранты. Гранты лучшим наставникам вручают по результатам квалификационных экзаменов обучающихся. Кроме того, при выборе лучших наставников учитываются итоги конкурсов профессионального мастерства, которые традиционно проводятся на предприятиях компании. В планах развития системы наставничества - обучение не только рабочих кадров, но и технических специалистов: технологов и конструкторов, пришедших после окончания вузов. Наставники помогут дипломированным кадрам быстрее пройти период профессиональной адаптации. Таким образом, в решении кадровой проблемы делается многое. Но для того, чтобы отечественная система воспроизводства трудовых ресурсов соответствовала вызовам времени, поработать предстоит еще много.

    Поделиться