06.04.2015 00:06
    Поделиться

    Пасхальный фестиваль в Берлине посвятили 90-летию Пьера Булеза

    Если в России музыкальные силы концентрируются на праздновании 175-летия Петра Чайковского, то в европейских концертных залах отмечают другую эпохальную дату: 90-летие со дня рождения крупнейшего французского композитора, теоретика авангарда ХХ века Пьера Булеза.

    По этому случаю руководитель берлинской Штатсоперы Даниэль Баренбойм решил посвятить своему коллеге симфоническую программу Пасхального фестиваля.

    К чествованию юбиляра, так и не приехавшего в Берлин по состоянию здоровья, Даниэль Баренбойм привлек три оркестра: Венскую филармонию, Берлинскую Штатскапеллу и Западно-Восточный диван, а также солистов, хоровые коллективы и специалистов по электроакустике из парижской лаборатории "звука", созданной Булезом, IRCAM (Институт исследования и координации акустики и музыки).

    Соответственно, и монография булезовских сочинений, представленная на сцене Берлинской филармонии, охватила огромный диапазон его экспериментов (в сфере алеаторики, сериальной музыки, электроники и т.д.).

    А Даниэль Баренбойм, которого с Булезом связывают полвека музыкантских контактов и человеческой дружбы (и с которым он, кстати, дебютировал на берлинской филармонической сцене в 1964 году), развернул творчество Булеза как живой эксперимент, и сегодня не теряющий своей актуальной энергии.

    В Memoriale для флейты соло и восьми инструментов (сочинение1985 года) и "... explosante-fix... original" дирижер разместил ансамбль музыкантов амфитеатром позади солиста Карла-Хайнца Шютца, чтобы установить потрясающий "диалог" флейтовых трелей и филигранно отточенных рельефов инструментов с тихим волшебством live electronics - наплывающего электронного звука, рассеивающегося из невидимых пространств.

    В прямой диалог с "потусторонним" звуком вступил и скрипач Михаэль Баренбойм в Anthemes 2, где соло его скрипки отзеркаливалось в соло live electronics, образуя математически точную рационалистическую игру музыкального инструмента и "машины".

    В булезовском марафоне прозвучала и ранняя кантата "Le visage nuptial", написанная в 1946 году. Пять частей кантаты на стихи французского поэта-сюрреалиста Рене Шара о чувственной любви, счастье, одиночестве развернулись в интрепретации Баренбойма в нежную звуковую материю, трепещущую воздушной бессловесностью женского хора, поющего с закрытым ртом, лихорадочно-экстатическими партиями сопрано и альта и оркестровой колористикой - таинственными шорохами, трениями, резонансами маримб и вибрафона.

    Баренбойму булезовские "шифры" открылись, и уже совсем в просветительской, доходчивой форме он представил знаменитые "Нотации" (номера I- IV и VII из раннего цикла "Двенадцать нотаций"), причем сразу в двух вариантах - для фортепиано и оркестра.

    За роялем маэстро солировал сам, а потом дирижировал тот же номер, показывая, как расцветает и наполняется оркестровыми красками абстрактный фортепианный мотив, превращаясь в объемный "космос" звука.

    И что очень важно, в отличие от скудной на подобных концертах московской аудитории, полный зал Берлинской филармонии с энтузиазмом внимал этой увлекательной алгебре авангарда.

    Тем временем

    Москвичи и гости столицы станут участниками фестиваля "Пасхальный дар", который будет проходить по всему городу и обещает стать одним из самых масштабных общегородских мероприятий. Он продлится с 12 по 19 апреля и займет 17 площадок, среди которых Театральная, Тверская и Пушкинская площади, Кузнецкий мост, Большая Дмитровка и Арбат, Тверской бульвар, ВДНХ и другие. Чтобы горожанам было удобнее выбирать для себя наиболее интересные мероприятия, у фестиваля появился не только собственный сайт (festmoscow.ru), но и мобильные приложения. Их можно скачать прямо на сайте . В этом году пасхальный фестиваль пройдет в столице во второй раз, и посвятить его решили истории меценатства и благотворительности, а также дореволюционным традициям празднования Воскресения Христова. Центр города на неделю как будто вернется в конец XIX века - на площадях и улицах появятся торговые ряды и мастерские, художественные выставки и реконструкции быта старой Руси. Главным развлечением станет фотолабиринт на Тверской площади напротив здания мэрии - займет он сразу 1,2 тысячи квадратных метров. Экскурсоводы будут водить гостей по лабиринту, состоящему из видов дореволюционной Москвы и рассказывать о том, как раньше выглядели рестораны и кто жил в домах, ставших сегодня архитектурным достоянием. Прямо в лабиринте желающие смогут бесплатно сфотографироваться на фоне старой Москвы и получить не обычные фотографии, а красивую старинную открытку с собственным изображением. Ее можно даже отправить по почте, наклеив марку. Кроме того, гости смогут побывать в вагоне 1-го класса 1910 года сборки, узнать, как выглядели витрины Елисеевского магазина 100 лет назад и спеть песню Вертинского на сцене импровизированного кабаре. На всех площадках фестиваля будут работать торговые ряды.

    Подготовил Александр Мелешенко

    Поделиться