03.04.2015 12:30
    Поделиться

    Дискуссия: Почему погиб российский траулер в Охотском море

    Почему погиб российский траулер в Охотском море
    Крупное кораблекрушение произошло в Охотском море ранним утром 2 апреля. Большой автономный морозильный траулер "Дальний Восток" затонул в 330 километрах от камчатского поселка Крутогоровский.

    На борту судна находилось 132 человека, 56 из них погибли. 13 моряков считаются пропавшими. 63 спасены, но семь находятся без сознания в крайне тяжелом состоянии.

    На момент подписания номера поиски были приостановлены из-за темноты. И решался вопрос, как помочь раненым. МЧС на тот момент не планировало посылать спецрейс из Москвы за выжившими в Охотском море рыбаками, сообщили корреспонденту "РГ" в национальном антикризисном центре министерства.

    Не так-то просто транспортировать раненых на берег. Все спасенные сначала находились на разных кораблях. В зоне аварии - 26 судов, которые экстренно пришли на помощь. До любого из ближайших портов примерно равное количество километров, по времени это около трех дней хода. Выходит, все корабли, работающие в зоне ЧС, должны были взять курс в порт. Но делать этого нельзя, поскольку до сих пор не найдены еще 13 моряков команды.

    Экстренные службы вчера весь день прорабатывали варианты эвакуации: как, когда и куда. В Магадан, на Сахалин или в Петропавловск-Камчатский? В итоге в МЧС предварительно было принято решение наиболее пострадавших моряков эвакуировать спасательным вертолетом.

    Вот почему надо было собрать их всех вместе. Ситуация осложняется тем, что ни один из находящихся в районе бедствия кораблей не оборудован палубой для посадки винтокрылой машины. Придется поднимать обмороженных матросов на спасательных лебедках, что в условиях возможной качки и ветра (спасательный трос раскачивает с амплитудой 1,5 метра), учитывая состояние пострадавших, может быть проблематичным.

    И первая попытка не удалась. Прилетевший вертолет не смог забрать раненых. В Дальневосточном региональном центре МЧС сообщили, что тогда и было принято решение собрать всех уцелевших на борту траулера "Андромеда". Здесь морякам оказывают медицинскую помощь. "Андромеда" доставит людей в порт города Корсакова на юге Сахалина. "По предварительной информации, судно зайдет в островной порт к понедельнику 6 апреля, - сказали "РГ".

    По информации МЧС России, на борту траулера работала интернациональная команда. Россиян из 16 регионов страны было больше всех. Кроме них на судне находились граждане стран бывшего СССР - украинцы, белорусы, казахи, молдаване и латвийцы. А также граждане из дальнего зарубежья - Вануату, Мьянмы, Индонезии.

    По неподтвержденным данным, на борту могли находиться еще и нелегальные матросы из азиатских стран, которые могли подняться на борт для работ по заморозке рыбы, когда траулер заходил в порт Пуссан. И с этим еще придется разбираться.

    После того как найдут всех погибших, по мнению экспертов, встанет вопрос, сколько же точно людей было на борту. По проекту команда траулера не может превышать 94 человек. Именно столько коек находится на борту. Однако на данный момент уже известно, что на "Дальнем Востоке" было на 38 человек больше.

    Где они все жили и располагались, не совсем понятно. Но в любом случае это нарушение. Но с этим будут разбираться позже...

    А сейчас надо не только эвакуировать раненых, найти пропавших, но и помочь семьям моряков с "Дальнего Востока". Несмотря на то что трагедия произошла в зоне действия Росрыболовства, руководство комплексной спасательной операцией взяло на себя МЧС России.

    Помощью родным займутся спецкомиссии. Глава МЧС Владимир Пучков распорядился создать их во всех регионах Дальнего Востока (на корабле были жители 16 регионов России, но в основном все с Дальнего Востока). "Необходимо сформировать рабочие группы по комплексной поддержке семей пострадавших, - сказал министр на заседании правительственной комиссии. - Я попрошу без формальностей оказывать медицинскую помощь гражданам из других стран. Сначала оказать помощь, а потом разбираться с формальностями. Приоритет нашей работы - оказание медицинской помощи, поддержка всех семей, родных погибших".

    Также Владимир Пучков попросил МИД через консульства организовать работу по установлению контактов с семьями тех людей, которые работали по контракту. Речь идет о гражданах таких стран, как Украина, Азербайджан, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Вануату, Латвия.

    Последняя новость на момент подписания номера - МЧС направило самолет-амфибию Бе-200ЧС для участия в спасательной операции.

    Версии

    Выжившим помогли гидрокостюмы

    Капитана и его помощника спасатели пока не нашли. Трагедия, судя по всему, случилась неожиданно. На это указывает то обстоятельство, что судно не успело даже подать сигнал SOS.

    Выжившим помогло то, что они все были в гидрокостюмах, так как в момент трагедии как раз выбирали трал и находились на палубе.

    Моряки спасались на аварийных надувных плотах, всего было найдено шесть таких объектов. Два плота оказались подтоплены, и людей на них не оказалось. Температура воды в районе затопления траулера составляла +2 градуса по Цельсию. Гидрокостюм позволяет находиться в такой среде не более 15-20 минут, после истечения этого срока шансов на выживание у человека практически не остается.

    Росрыболовство

    Свою версию происшествия в Охотском море с траулером "Дальний Восток" высказал заместитель руководителя Росрыболовства Владимир Соколов. По его мнению, в основе трагедии лежит потеря судном остойчивости, то есть, по сути, его переворот сначала на бок, а потом - кверху килем.

    Соколов отметил, оговорившись, что это на данный момент лишь его личные предположения, что в основе трагедии может лежать тот факт, что перед этим траулер поднял улов на палубу. Вес рыбы составил 80 тонн. "Когда начал делать циркуляцию, совпали ветер и волна, и, наверное, произошел роковой миг - судно накренилось, завалилось на борт", - заявил он.

    При этом замглавы Росрыболовства подчеркнул, что сам был капитаном на рыболовных судах и его версия имеет право на существование. И одновременно заметил, что "это потеря остойчивости за счет того, что топлива на судне оставалось очень мало, но это нужно проверять, и были не заполнены танки двойного дна".

    Сославшись на свой практический опыт, он не исключил того момента, что судно сначала продержалось около 30 минут с креном на один борт, а лишь затем перевернулось. Причем помог в этом еще и трал с рыбой, который в этот момент был на борту, создав дополнительную силу, повысившую его центр тяжести.

    "Это еще будем проверять, но, наверное, это и подтвердится. Так просто такой корабль не утопить", - считает замруководителя Федерального агентства по рыболовству.

    Еще одним моментом, который повлиял на то, что произошла трагедия, может стать человеческий фактор.

    "Конечно, основная версия - это человеческая ошибка. Рыбака очень сложно удержать, человеческий фактор играет очень большую роль в рыбной ловле. У рыбака есть азарт, если идет рыбалка, конечно, ему сложно бывает остановиться, и если он что-то там не досмотрел, это может привести к катастрофическим последствиям, что, собственно говоря, наверное, и произошло", - предложил свою версию Владимир Соколов.

    Следственный комитет России

    Здесь одной из наиболее вероятных причин стремительного затопления судна назвали возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения.

    Официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что расследование возбужденного уголовного дела по факту затопления траулера "Дальний Восток" взято на контроль руководством ведомства.

    По его словам, следственными органами Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР по факту затопления в Охотском море траулера "Дальний Восток" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

    Эксперты

    Эксперты называли и другие версии катастрофы. Среди них, например, то, что причиной затопления рыболовецкого траулера могло стать чрезмерное воздействие льда на корпус судна.

    "В качестве основной версии случившегося пока рассматривается чрезмерное воздействие льда на корпус судна, приведшее к деформации с последующим частичным разрушением корпуса", - так информационным агентствам обозначил предположение источник в оперативном штабе по ликвидации последствий кораблекрушения.

    Однако единого мнения пока у экспертов нет. "Принимавшие участие в операции спасатели нашего центра подтверждают, что ледяных полей на месте затопления "Дальнего Востока" не наблюдается. Это же видно на сделанных ими фото и видео, - сообщил корреспонденту "РГ" начальник пресс-центра ДВРЦ МЧС Сергей Викторов.

    Главный редактор издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко также исключает версию столкновения с препятствием. "Я не знаю, откуда они эту версию выкопали и почему они за нее вцепились. Ну, какое там подводное препятствие в центре Охотского моря? Льдина? Ну, хорошо, столкнулись они с льдиной, пробоина, пошла вода, но судно не теряет остойчивость мгновенно, как только пробоина возникла, на это уходит время", - говорит Михаил Войтенко.

    Компетентно

    Кто вы, "Дальний Восток"?

    Об особенностях судна и его истории "РГ" расспросила Александра Фомина, президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров.

    Что это вообще за судно - большой морозильный траулер? Они часто используются? Сколько лет обычно таким судам?

    Александр Фомин: Судно, с которым произошла трагедия, - одно из самых крупных судов, которое занимается промыслом рыбы. Длина корпуса больше 100 метров, большая автономность плавания, судно рассчитано на любые погодные условия, в том числе в открытом океане и способно перерабатывать до 300 тонн рыбопродукции в сутки.

    Год постройки конкретного судна - 1989-й, то есть строились такие траулеры в основном еще во времена СССР, этот тип судов конкретно в Николаеве. Судно по большому счету не старое, для судов такого типа это вообще не срок.

    Могу сказать, что этот проект считается одним из самых удачных и экономически эффективных. Причем последние годы многие суда такого типа прошли модернизацию, их переоборудовали, заменили агрегаты.

    Как такое крупное судно вообще можно перевернуть в условиях спокойного моря?

    Александр Фомин: Перевернуть можно любое судно. Поэтому сейчас версии называются разные. Но хочу подчеркнуть, что вообще его перевернуть сложно. Надо дождаться выводов комиссии, поступающие сейчас версии комментировать сложно, так как одни предлагаемые исключают другие.

    Считаю, что если появляется вода в машинном отделении, тогда не может быть оверкиля (переворот судна кверху килем. - "РГ"), если пробоина - тоже вряд ли.

    Что делать, чтобы таких аварий больше не было?

    Александр Фомин: Любой тип судна по сути своей конструкции по идее защищен от форс-мажоров. Если причиной трагедии стал человеческий фактор - это одни выводы, если это техническое состояние судна, то другой вопрос возникает - как оно прошло освидетельствование на регистр?

    Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рыболовецкого флота?

    Александр Фомин: Средний возраст судов сегодня около 27,5 года, но этот фактор мало о чем говорит, так как и в Европе, и в США средний возраст судов близкий к этому. Более того, есть суда, которые новые, но выглядят хуже - все зависит от судовладельца.

    Вопрос другой - как у нас осуществляется контроль и надзор над флотом. Надо изучать эти проблемы.

    Проблема

    Вышли в море без страховки?

    Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский считает, что страшная гибель "Дальнего Востока" снова ткнула нас в проблему страхования и добросовестности судовладельцев.

    - Если бы наше законодательство требовало, чтобы моряки и рыбаки были застрахованы на значительные суммы, не менее двух миллионов рублей, изменилась бы вся философия безопасности мореплавания. Потому что судовладелец вынужден был бы заботиться о состоянии судна. Страховая компания проверила бы все досконально - и пароход, и документы. Тогда безответственные судовладельцы ушли бы с рынка, - уверен он.

    Официально

    Президент России Владимир Путин глубоко соболезнует родным и близким погибших, чьи тела уже были извлечены и найдены в ходе поисковой операции.

    Глава государства внимательно следит за ходом спасательной операции на месте крушения траулера в Охотском море, находится в постоянном контакте с МЧС и получает информацию в режиме онлайн. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

    "Президента в оперативном режиме с момента первых новостей информируют о ходе поисковой и спасательной операции. Глава государства констатирует слаженную работу министерств и ведомств во главе с МЧС, которые задействованы в поисковых и спасательных работах", - подчеркнул он.

    Президентом уже даны указания главе МЧС Владимиру Пучкову, губернаторам Магаданской и Сахалинской областей создать все необходимые условия для лечения и оказания помощи пострадавшим, которые будут доставлены в лечебные учреждения на территории перечисленных областей.

    Кроме этого, "даны поручения по проработке вопроса об оказании необходимой материальной помощи семьям пострадавших и погибших моряков", - информировал пресс-секретарь главы государства.

    О трагедии проинформирован и премьер-министр Дмитрий Медведев. "Нужно все меры принять для того, чтобы спасательную операцию завершить. Необходимо все решения, которые были приняты, довести до конца, находить взаимодействие с руководством Сахалинской области, и в случае необходимости министерству здравоохранения и другим федеральным структурам подключаться к лечению и решению других задач", - распорядился глава правительства в ходе заседания кабинета министров.

    Дмитрий Медведев поручил министерству здравоохранения и другим ведомствам в случае необходимости подключаться к оказанию помощи пострадавшим в результате кораблекрушения траулера "Дальний Восток".

    Вечером в пресс-службе минтруда сообщили, что семьям погибших в катастрофе траулера выплатят по миллиону рублей. Обеспечить выплаты поручено Роструду и Фонду социального страхования. Будет проведена и проверка компании-работодателя на соблюдение законодательства о труде.

    Горячая линия

    МЧС открыло на своем сайте для родных и близких экипажа "Дальнего Востока" "горячую линию".

    Позвонив по бесплатному номеру 8-800-775-17-17, можно получить необходимую справочную информацию, помощь психологов.

    В Главном управлении МЧС России по Сахалинской области тоже продолжают работать телефоны "горячей линии". Их номера: (4242) 72-99-99, (4242) 497-031, (4242) 497-024.

    Кстати

    Замглавы Росрыболовства Владимир Соколов сообщил, что суда типа траулера "Дальний Восток", являются основой рыбодобывающего флота и очень надежны. Они "зарекомендовали себя во всех морях и океанах".

    "Дальний Восток" крупный траулер, один из самых больших рыболовецких судов советской постройки николаевских верфей. Всего было построено 118 судов такого типа.

    У траулера хорошая плавучесть. Известно также, что судно только в декабре 2014 года прошло техосмотр и было недавно приобретено компанией-судовладельцем "Магеллан" из сахалинского Невельска. К этому порту судно и было приписано

    Поделиться