издается с 1879Купить журнал

Семь историй о легенде российского парусного флота

03 апреля 2015

Барк "Крузенштерн" - жемчужина российского парусного флота и единственный парусник в России, совершивший два кругосветных путешествия. Калининградский океанолог Александр Ремесло, побывавший в обеих кругосветках, рассказывает, чем славен парусник, как он мог повлиять на боевой дух солдат вермахта и что случилось с капитаном, который не выдержал расставания со своим кораблем.

"Летающий "Пи"

Сейчас на борту барка "Крузенштерн", портом приписки которого является Калининград, проходят практику выпускники мореходных училищ нашей страны. В этом году впервые "Крузенштерн" возьмет на практику иностранных учащихся - 27 курсантов высшей морской школы в Гавре (Франция).

Этот барк, первоначально получивший название "Падуя", был спущен на воду в Бремерхафене (Германия) в 1926 году. Это было последнее судно из серии так называемых "летающих "Пи" -  парусников судовладельца Фердинанда Лайеша, названия которых традиционно начинались на букву "П": "Пруссия", "Пассат", "Пудель", "Потози" и др. Эти труженики моря предназначались не для развлечения и морских прогулок, а перевозок сыпучих грузов на дальние расстояния. Капитанов парусников называли альбатросами, члены экипажей заслуженно пользовались уважением.

Рекордные морские переходы

"Падуя", как и ее предшественники, была  построена без двигателя, и совершила серию плаваний из Германии до побережья Чили и Австралии и в обратном направлении. Непревзойденным считается переход, совершенный "Падуей" в 1933-34 годах, когда расстояние от Гамбурга до австралийского Порта-Линкольн было преодолено всего за 67 дней, что сопоставимо по скорости с переходами знаменитых чайных клиперов.

В 1938-39 годах "Падуя" совершила рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург - Чили - Австралия - Гамбург. Маршрут был пройден за 8 месяцев и 23 суток.

Наперекор шторму

В этих сложных походах случались трагедии и неоднократно погибали моряки. Так, у побережья южного Чили на подходе к мысу Горн судна штормовой волной было смыто за борт трое молодых парней. Больше их никто не видел. Был случай, когда упавший за борт моряк набежавшей штормовой волной вновь был возвращен на борт судна. Был еще один интересный случай, когда сорвавшийся с реи моряк с большой высоты упал в воду, но не разбился. Когда беднягу подняли на борт, он судорожно держал в руках нож.

Как "Падуя" стала "Крузенштерном"

После окончания Второй мировой войны по репарации барк был передан СССР и получил новое название "Крузенштерн"  - в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Капитан "Падуи" Юрген Юрс, четырежды обогнувший на барке мыс Горн, в день передачи судна Советскому Союзу умер от сердечного приступа.

Сегодня "Крузенштерн" - единственный парусник из серии легендарных летающих "Пи", который продолжает полноценную жизнь. Близкие по конструкции парусники превращены в музейные экспонаты. Так, "Пекин" стоит на приколе в Нью-Йорке неподалеку от Бруклинского моста, "Пассат" - в Травемюнде (Германия), "Поммерн" - на Аландских островах (Финляндия). Барк "Памир" в 1957 году после встречи с ураганом "Кэри" затонул в районе Азорских островов.  Из всего экипажа спастись удалось лишь 6 курсантам.

Обогнать всех

Барк "Крузенштерн" - участник многочисленных регат, победитель трансатлантических гонок среди парусных судов: в 1984 году на Мировой кубок портов Канады, по маршруту Сидни (Новая Шотландия) - Ливерпуль (Англия), "Гранд Регата Колумбус-92", посвященной 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом, и Tall Ships Races-2000, посвященной началу нового тысячелетия.

Забавно вспоминать, когда во время гонки Tall Ships Races-2000 в одних портах российский парусник встречали торжественным маршем Глинки, а в других - гимном Советского Союза.

Вокруг света под парусом

Барк "Крузенштерн" - единственное парусное судно России, совершившее два кругосветных плавания. В 1995- 1996 годах плавание было посвящено 300-летию Российского флота, в 2005-2006 годах - 60-летию парада Победы на Красной площади. В обоих плаваниях парусник шел в генеральном западном направлении против преобладающих встречных ветров. Кругосветное плавание в 1995-1996 годах было первым и единственным, совершенном отечественным парусником (если не считать яхт) в двадцатом столетии. В обоих походах барком командовал капитан Олег Седов.

"Крузенштерн", кино и Геббельс

Самый известный фильм, снимавшийся на борту "Падуи" и ставший классикой мирового кинематографа - "Большая свобода, 7", в главной роли с известным немецким актером Хайнцем Альбертсом. По сюжету зрелый мужчина, потерявший любовь молодой женщины, уходит в море на "Падуе". Интересно, что доктор Геббельс запретил прокат киноленты во время Второй мировой войны, посчитав, что "плаксивая" мелодрама будет расхолаживать непобедимый дух солдат Вермахта.

Кроме того, на борту парусника снималась "Пассажирка" Станислава Говорухина.