31.03.2015 19:13
    Поделиться

    В Ростове-на-Дону открылась выставка костюмов Людмилы Гурченко

    Четыре года назад не стало Людмилы Гурченко
    30 марта 2011 года не стало звезды советского кино, блистательной Людмилы Гурченко. Муж актрисы Сергей Сенин мечтает создать музей-мастерскую ее имени. В гардеробе Гурченко сохранилось около 800 предметов одежды и аксессуаров. Сейчас художественную ценность коллекции оценивают эксперты.

    Расскажите, каким вы видите музей-мастерскую?

    Сергей Сенин: Это может быть место, куда будут приходить поклонники Люси, люди, которым интересно ее творчество, ее мир, ее стиль. Почему мастерская? Я бы не хотел, чтобы была представлена застывшая история легендарной актрисы. В коллекции очень много вещей, которые Люся сделала своими руками. Поэтому в музее будут проходить какие-то мастер-классы. Посетители, те кому это интересно, при помощи специалистов смогут заняться рукоделием - изготовить, например, украшения или сконструировать головной убор.

    В советское время актрисы по примеру Скарлетт О'Хара шили потрясающие вечерние наряды из штор. Людмила Марковна тоже так делала?

    Сергей Сенин: Далеко не все могли это сделать. А Люся могла. Свое последнее платье она сшила из тюля и до последнего дня расшивала его золотым бисером. Ткани были ее страстью. Очень любила индийские - за их легкость и изящество. В ее гардеробе сохранилось очень много платьев, костюмов, головных уборов и различных аксессуаров. К одежде она относилась очень бережно. Нередко, когда надо было подобрать туалет для съемок в телепередаче, участия в фестивале, выхода в свет, Люся добавляла какую-нибудь деталь к старому платью или костюму, и получался уже совершенно новый наряд.

    Людмила Марковна говорила: "Женский организм - это вам не гармонь: потолстею - похудею, потолстею - похудею… Надо держать себя в руках. Я до сих пор помещаюсь в одежды, в которых снималась у Рязанова в "Карнавальной ночи". О такой стойкости мечтает каждая женщина. А ей как удавалось? Не ела ничего вредного?

    Сергей Сенин: Если вы думаете, что она питалась исключительно анчоусами, залитыми соком манго, сильно ошибаетесь. У нее было голодное детство, и она любила котлеты и картошку, и булочки, и хлеб с маслом. Позволяла себе многое из так называемой вредной пищи, которая вредит фигуре. Просто ей очень повезло с генами. Люся пошла в отца, который все время держал один и тот же вес. Но, несмотря на гены, соблюдала целый ряд запретов, самых элементарных, например, не обжираться перед сном, не пить воду на ночь и так далее.

    Тонкая талия Гурченко была эталоном для всех женщин Советского Союза. Я помню, как пожилая интеллигентная портниха, снимая мерки, вздыхала: "Ну, до Гурченко еще далеко". Правда, тут же успокаивала, что еще ни у кого из ее клиенток талия не достигала 56 сантиметров. У самых худеньких останавливалась на 60.

    Подруга Людмилы Марковны по ВГИКу Зинаида Кириенко вспоминала, что "талии Люси завидовали все на курсе, ни у кого такой не было! Чтобы еще больше усилить эффект, Люся всегда под платье надевала широкий жесткий пояс. А вот ограничивать себя в еде Гурченко не приходилось. Меня поражало, как много она ест! Могла за один присест умять сковородку жареной картошки, и ничего! Люся говорила, что сама не понимает, в кого пошла "тонкой костью", ведь мама "в теле". Может, сыграло свою роль военное голодное детство? В общем, талия, тонкая спина, миниатюрность были предметом ее гордости и придавали ей много шарма".

    Пока решаются вопросы по созданию музея-мастерской, Сергей Сенин организовал несколько выставок. Они прошли в Москве, Санкт-Петербурге. На днях экспозиция "Мир Людмилы Гурченко" открылась в краеведческом музее Ростова-на-Дону.

    На выставке - сценические костюмы, вечерние платья, наряды, в которых актриса выступала в мюзиклах, театральных постановках. Открывает экспозицию ярко-зеленый костюм, в котором Гурченко приехала из Харькова поступать во ВГИК. Побитый молью в некоторых местах, с оторванной пуговицей, но Людмила Марковна его сохранила. Как память. Рядом фотография маленькой Гурченко в скромном платьице, но с непременными кокетливыми бантиками на груди. Бантики шестилетняя Люся соорудила из отцовского галстука, разрезав его на кусочки.

    - Помимо платьев, Сергей Сенин отобрал для выставки фотографии из личного семейного архива, украшения, сумочки, перчатки, - рассказывает куратор экспозиции Зинаида Римская. - Почти все аксессуары Людмила Марковна делала сама. Представлена посуда из уранового стекла - вазы, чашечки, парфюмерный набор. Еще студенткой Людмила увидела такую посуду в Эрмитаже, восхитилась ее необычностью - при приглушенном освещении стекло начинает светиться, и с тех пор стала ее собирать.

    Но больше всего посетителей выставки, конечно, восхищают наряды. Героинь Гурченко мы помним в основном яркими и экстравагантными, в облике Людмилы Марковны всегда было что-то голливудское. По воспоминаниям художников по костюмам, с которыми она работала в кино и театре, к одежде актриса относилась очень трепетно. В создание костюма непременно вносила свою лепту. Обожала детали - перья, кружева, бархат, банты и бантики. Любила ткани в горошек. И могла так сконструировать наряд, что скромный, трогательный горошек выглядел весьма эффектно. Например, воздушное крепдешиновое платье, а к нему сапожки - и все в горошек!

    Любопытно, что при идеальной фигуре Гурченко не позволяла себе открытые платья. Никаких декольте, обнаженных рук. "Я всегда мерзну", - шутила актриса. Зато закрытые наряды позволяли использовать самые разнообразные элементы - манжеты, рюши, красивые пуговицы, аппликации из бархата и атласа, ажурные вставки.

    - В экспозиции имеются платья от Диора, Кавалли, Зайцева, Юдашкина. И почти в каждый наряд Людмила Марковна внесла что-то свое, добавив какую-то деталь, - говорит Зинаида Римская. - При формировании экспозиции мы столкнулись с проблемой - не могли найти подходящих манекенов, такой миниатюрной была актриса. Пришлось делать их на заказ.

    По словам Сергея Сенина, с предложениями организовать выставку к нему обратились музеи Белгорода, Липецка и даже древнего города Дербента, 2000-летие которого отмечается осенью этого года.

    Поделиться