31.03.2015 00:40
    Поделиться

    Как отечественный автопром борется с кризисом

    Отечественный авторынок скорее жив, считают эксперты. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов падение объемов производства (в коммерческом сегменте в 2014 году - 24,4%) - будем надеяться, временное. Но если рассматривать развитие рынка с точки зрения расширения продуктовой линейки, роста качества выпускаемой техники, повышения ее надежности и моторесурса, экологического класса, использования альтернативных видов моторного топлива, то здесь прогресс налицо.

    В свое время наша автомобильная промышленность не могла удовлетворить потребительский спрос по количеству и номенклатуре техники. А сейчас, по словам руководителя дирекции экономики транспорта Аналитического центра при правительстве РФ Михаила Низова, потенциал отечественного автопроизводства превышает спрос потребителей, и машины скапливаются на складах. Однако, если раньше вопросам себестоимости, рентабельности и конкурентоспособности заводы не придавали особого значения, и потребитель пытался взять хоть что-нибудь - лишь бы досталось, то в современных рыночных условиях потребители предъявляют особые требования к продукции, исходя из обилия предложений производителей из всех стран мира. И наш автопром просто вынужден идти навстречу этим пожеланиям.

    Одним из способов преодоления стагнации для отечественных предприятий является выпуск новых моделей, как говорится, с "изюминкой". А для зарубежных брендов добавляется еще локализация производств в России. "Автопроизводители уже действуют. Иностранцы делают ставку на локализацию производства (например, сборка Mercedes-Benz Sprinter Classic на ГАЗе, выпуск Volkswagen Crafter на нижегородском заводе "Луидор", Ford Transit на "Форд Соллерс" в Елабуге, а также тягачей MAN под Санкт-Петербургом). Отечественные заводы борются с кризисом, расширяя модельный ряд и пробуя захватить новые ниши. Например, ГАЗ активно продвигает новую модель Next, позиционируя ее как более современный автомобиль, чем "Газель", а также планирует выпустить среднетоннажный грузовик на замену "Валдая". Нижнекамцы вывели на рынок магистральный тягач КАМАЗ-5490, который должен позволить заводу увеличить долю в нише тягачей до 25%", - сообщил "РГ" замгендиректора Русского АвтоМотоКлуба Андрей Барсуков.

    259 тысяч грузовиков и автобусов пополнили российский рынок в 2014 году

    При этом Группа ГАЗ, выпустившая в 2014 году на рынок 13 новых и модернизированных продуктов, делает ставку не только на внутренний спрос, но и развитие экспорта, что позволяет компании диверсифицировать валютные риски. В 2014 году получен европейский сертификат на автомобиль ГАЗель NEXT. В сентябре 2014 года начато производство ГАЗель NEXT Евро-5 в Турции. А со II квартала 2015 года стартуют продажи этой марки в юго-восточной Европе.

    Известные зарубежные бренды также не дремлют. Скажем, у Volkswagen коммерческие автомобили в этом году будет несколько премьер. 4 февраля уже представлено новое поколение Caddy, скоро состоится премьера нового поколения Т6 (Transporter, Caravelle, Multivan) - на эти модельные группы приходится более 70% продаж марки в России. "Несмотря на сокращение рынка, в прошлом году мы передали клиентам более 12 тыс. авто, включая пикапы, сохранив лидирующую позицию среди иностранных производителей LCV (3-е место среди всех производителей). И если в 2014 году доля рынка марки составляла 7,3%, то за первые два месяца года она выросла до 9,8%", - подчеркнул глава марки Volkswagen Коммерческие автомобили Михаил Семенихин.

    "Scania в этом году сертифицировала на российском рынке новую линейку коммерческих автомобилей стандартов Евро-5 и Евро-6, использующих в качестве топлива сжатый природный газ. Это развозные грузовики, различная коммунальная техника, а также городские автобусы. Оптимизированная производительность позволяет получать мощность и крутящий момент, сопоставимые с параметрами дизельного агрегата.

    На российском рынке компания также предлагает газовые грузовики серии "P", поставка которых возможна как в исполнении комплектного седельного тягача, так и в виде шасси под различные виды надстроек. Поставляемые автомобили предлагаются в двух конфигурациях: с колесной формулой 4x2 или 6x2 с управляемой задней осью и полностью пневматической подвеской. В стандартную комплектацию включена автоматическая 6-ступенчатая коробка передач Allison, которая по желанию оснащается встроенным ретардером. Все более востребованными становятся карьерные самосвалы для горной промышленности. Есть также индивидуальные решения для перевозки кормов, зерна и различных сельхозкультур", - сообщила "РГ" начальник отдела маркетинга "Скания-Русь" Анастасия Лазурко.

    "В современных экономических условиях клиент будет стремиться к максимальному сокращению издержек и расходов на содержание транспортного парка. Для оптимизации транспортных расходов мы предлагаем систему управления парком в реальном времени IVECONNECT. Она отслеживает все параметры автомобиля, а также способна оценивать технику вождения и проводить обучение в реальном времени, что в перспективе может принести до 11% экономии на топливе. Одним из выгодных приобретений в плане снижения издержек может стать магистральный тягач Iveco Stralis CNG/LNG, способный работать на сжатом/ сжиженном природном газе. За три года владения автомобилем потребитель сэкономит до 25-30% от совокупной стоимости владения по сравнению с дизельным аналогом, а если говорить исключительно о затратах на топливо, то автомобиль способен принести почти двукратную экономию, - говорит директор по маркетингу компании "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед, - кроме того, в марте начались продажи тяжелого грузовика Iveco 682 с колесной формулой 6х4. Он оборудован двигателем Cursor 9 и доступен в версиях самосвал, миксер, шасси и седельный тягач. А в июне состоится премьера нового поколения легкого Iveco Dailу. Этот автомобиль получил престижную международную награду Van of the Year 2015 за лучшие в своем классе показатели полезной нагрузки, объема кузова и экономичности".

    Нидерландский автогигант DAF представил в России новую серию грузовиков LF, адаптированную для российского рынка. "С новыми шасси LF мы заново вошли в сегмент дистрибуции и в последующем планируем увеличить свое присутствие в других сегментах российского рынка", - подчеркнул гендиректор "ДАФ Тракс Рус" Ари Хендрикс.

    Все это замечательно, но "впрыск" на рынок новых модификаций, если цена на них будет неадекватной, вряд ли увеличит спрос. "Сейчас для покупателя на первый план выходит вопрос стоимости. И в выигрыше окажется тот из производителей, кто сможет минимизировать рост цен. Преимущество здесь у отечественных марок и компаний, локализовавших производство в России и, соответственно, имеющих значительную долю рублевых расходов. У импортеров пространства для маневра практически не остается, на субсидирование продаж ради сохранения доли рынка решатся немногие", - комментирует аналитик агентства "Автостат" Алексей Муханов. С этим мнением солидарен исполнительный директор компании Omnicomm Александр Селиванов, считающий, что фиксация производителем стоимости грузовиков в рублях позволит потенциальным клиентам корректно прогнозировать свои бюджеты независимо от курса валют.

    Так, Iveco весной открыла кампанию по продвижению автомобилей средней гаммы "Сохраняем правильный курс", в которой участвует ограниченное количество полнокомплектных автомобилей и шасси Eurocargo с полной массой от 12 до 18 т. Заказчики имеют возможность приобрести подходящую модель, в том числе изотермические и промтоварные фургоны, а также фургоны из плакированного металла. С марта их стоимость зафиксирована по курсу 50 руб. за 1 у.е. Самое доступное 12-тонное шасси Eurocargo MLC120E25 стоимостью 67 900 у.е. в пересчете на российскую валюту тянет на 3,395 млн руб., то есть на 1 млн дешевле, чем по официальному курсу рубля.

    Группа ГАЗ, чья производственная система позволяет гибко перестраивать производственные потоки и снижать издержки, смогла избежать критичного повышения цен на продукцию благодаря жесткому сокращению внутренних затрат. Так, эффект от всех мероприятий в 2014 году составил 9,8 млрд руб. А Михаил Семенихин считает, что об успехе марки свидетельствует не только объем продаж, его рост или падение. "Успех автопроизводителя и его бизнес-партнеров (дилеров) измеряется, по нашему мнению, прибылью с оборота, скоростью оборачиваемости товарных запасов, наличием сбалансированного по структуре товарного предложения, отсутствием затоваривания и необходимостью распродавать неликвидные позиции, скоростью поставок автомобилей и особенно запчастей, обслуживания в сервисе, прогнозируемостью стоимости сервисного обслуживания, гарантийной и особенно постгарантийной поддержкой, развитостью сервисной сети, уверенной и прогнозируемой остаточной стоимостью автомобиля. Словом, в конечном итоге успех определяется удовлетворенностью и лояльностью клиентов, которые остаются верными марке даже в нелегкие времена. И в этом плане 2014 год для Volkswagen Коммерческие автомобили был успешным".

    А чтобы ближайшие годы стали успешными и для других брендов, необходима определенная господдержка. Так, считает Андрей Барсуков, рынок может оживить возможная отмена или максимальное снижение ввозных таможенных пошлин на комплектующие для производства и сборки комтранса на территории страны для производств с долей российских комплектующих не менее 25-40%. "Реальное улучшение ситуации наступит только после выхода из экономического кризиса, - уверен Алексей Муханов, - продление программы утилизации, возвращение льготного кредитования, запуск программы льготного лизинга, конечно, смогут оказать поддержку рынку, но не переломят тенденцию к его падению - слишком сильно выросли цены и ставки по кредитам". "Благоприятная ситуация для покупки появится только тогда, когда цены на перевозки станут стабильными и будут покрывать затраты на лизинг", - подтвердил директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов.

    Сильный эффект для стимулирования рынка, считают в Группе ГАЗ, дает программа утилизации, которая действует с четвертого квартала прошлого года и была продлена на нынешний год. Без этой программы падение спроса было бы еще более серьезным. Фактически сейчас у потребителей коммерческого транспорта это единственный инструмент, который дает им возможность инвестировать в обновление парка коммерческих автомобилей.

    Для клиента покупка грузовика или автобуса - это инвестиция, и в условиях экономической нестабильности, неуверенности транспортных компаний в окупаемости инвестиций при снижении объема заказа в их бизнесе они откладывают покупку или принимают решение о продаже части парка. Поэтому очень важны меры по повышению платежеспособного спроса, подчеркнули в холдинге. В том числе - инициатива министерства промышленности и торговли по стимулированию лизинговых программ, которая обсуждается сейчас в правительстве. Сейчас продажи в кредит и лизинг на рынке коммерческого транспорта упали с 40-50% до 10%.

    Также необходима организация кредитования промышленности по приемлемым процентным ставкам. Когда стоимость кредита выше 20%, машиностроительные предприятия не могут позволить себе привлекать заемное финансирование на развитие. Маржа в машиностроении - менее 10%. При этом блокируется инвестиционная деятельность не только производителей автотехники, но и всей цепочки в автопроме, с учетом поставщиков всех уровней и дилеров. Для стабилизации ситуации в машиностроении необходимо восстановить ставку ЦБ как минимум до уровня декабря 2014 года - 10,5%, а для устойчивого развития необходимо возвращение к уровню ставки на начало 2014 года - 5-6%.

    Поделиться