30.03.2015 00:40
    Поделиться

    Управляющие компании заплатят жильцам за некачественные услуги

    Андрей Чибис: В каждом регионе установлен предельный индекс роста, за который не могут выйти коммунальные платежи
    С мая этого года все управляющие компании в сфере ЖКХ должны быть лицензированы. Сколько УК останется на рынке? Что ждет неплательщиков за коммунальные услуги? Кто должен определять, качественно оказаны услуги или нет? С этими и другими вопросами мы пришли к заместителю министра по строительству и ЖКХ РФ Андрею Чибису.

    Андрей Владимирович, в Кировской области, где из-за падения на детей снега и льда было заведено три уголовных дела, жилинспекции и управляющие компании были как-то наказаны?

    Андрей Чибис: Да, в Кирове вынесен приговор и руководству управляющей компании и ее сотруднику. В отношении жилинспектора проводилась проверка, в результате выяснилось, что не было никаких обращений от граждан по поводу сосулек. В связи с этим состава преступления в действиях жилинспекции выявлено не было.

    По СМИ ходила страшилка, что за нечищенные крыши и дворы вы пригрозили управляющие компании лишать лицензии? Зачем так сурово?

    Андрей Чибис: К сожалению, иначе нельзя. Этой зимой было много трагических случаев из-за сосулек, в той же в Кировской области. Поэтому проблема очистки крыш и иных частей дома от наледи входит в минимальный перечень услуг, которые, согласно постановлению правительства, должна выполнять управляющая организация. Она должна обеспечивать содержание дома в состоянии, безопасном для жизнедеятельности не только собственников и лиц, проживающих в нем, но и людей, проходящих мимо.

    После введения лицензирования за нарушение, в том числе за невыполнение этой услуги, УК могут быть привлечены к ответственности. Достаточно два административных взыскания, и эта компания отстраняется от управления МКД.

    Осталось меньше двух месяцев, когда все управляющие компании в сфере ЖКХ должны быть лицензированы, как идет процесс? Насколько я знаю, в Московской области первые лицензии вручены пока трем управляющим компаниям. Успеют к сроку все УК пройти экзамен?

    Андрей Чибис: Для получения лицензии управляющим компаниям мало сдать успешно экзамен, необходимо еще сдать все необходимые документы для лицензирования. Все пакеты должны быть сданы не позднее 1 апреля, а лицензии можно получить только до 1 мая 2015 года. После этого работать без лицензии УК в сфере ЖКХ на территории России запрещено.

    Если допущен перерыв в оказании услуги, УК будет выплачивать штраф не в казну государства, а потребителю, который сидел без света, без воды или без тепла. Он получит от своей компании денежную компенсацию в размере 17 процентов годовых от размера платежа

    Насколько я знаю, сейчас во всех субъектах РФ очень активно проходят экзамены, компании не мешкая сдают заявления на получение лицензии, во многих субъектах первые лицензии уже выданы. Никаких опасений, что процедура лицензирования будет сорвана, у нас нет. Другое дело, получат ли они лицензии, будут ли их документы соответствовать всем требованиям.

    Сколько УК, по вашему мнению, не получат лицензии и уйдут с рынка?

    Андрей Чибис: По моим ощущениям, исходя из результатов проведенных экзаменов, уйти с рынка может около 15 процентов управляющих компаний.

    Введен совокупный платеж для населения по оплате ЖКУ. Что это за мера? Она может решить проблему неплатежей?

    Андрей Чибис: Эта мера вводилась не для решения проблемы неплатежей. Это было необходимо для того, чтобы не допустить бесконтрольного роста платежей граждан за коммунальные услуги. Мы на законодательном уровне ввели долгосрочное регулирование платы за коммунальные услуги. Теперь правительство устанавливает рост платы по всей стране, а по каждому субъекту дано право главе региона дифференцировать совокупный платеж внутри ресурса.

    Не очень понятно, поясните, пожалуйста...

    Андрей Чибис: Например, если рост платы за ЖКУ установлен в некой области N на уровне шести процентов, и возможно отклонение плюс два процента, это значит, что в муниципалитетах этого субъекта установлен предельный индекс роста, за который не могут выйти платежи, - 8 процентов. Поэтому плата за коммунальные услуги у потребителя не может подняться выше этого значения. В этот совокупный платеж входят все расчеты: за воду, тепло, свет, газ и водоотведение.

    Однако допускаются исключения. К примеру, если при возникновении новой услуги - газоснабжения на селе не было, затем провели газопровод, появился газ, то, соответственно, и платеж выйдет за пределы допустимых ограничений.

    Введя этот инструмент долгосрочного регулирования, мы на самом деле обеспечили контролируемый рост платы за коммунальные услуги на территории всей страны.

    Проблема неплатежей - одна из самых болезненных в отрасли. Это тормозит приток инвестиций в сферу ЖКХ. Вы знаете, как решить эту проблему? Можете нарисовать портрет типичного неплательщика?

    Андрей Чибис: Проблема неплатежей действительно существует, в прошлом году долги россиян за коммунальные услуги превысили 130 миллиардов рублей. Не скрою, это снижает инвестиционную привлекательность отрасли, делает заемные деньги чуть более дорогими, потому что существуют риски неоплаты.

    Типичный портрет неплательщика - это собственник, имеющий постоянный достаток. Его принципиальная позиция - мне не нравится, как работает ЖКХ, платить не буду. Как правило, регулярно не платят за коммунальные услуги люди с достатком, которые не получают социальную помощь. И точно к хроническим должникам не относятся пенсионеры.

    Сегодня принят комплекс мер, который серьезно ужесточит платежную дисциплину. Рассчитываем, что в весеннюю сессию будут приняты изменения в Жилищный кодекс, где за несвоевременную уплату услуг ЖКХ будет введена повышенная ответственность - 1/170 ставки рефинансирования в день, если долг превышает три месяца. Это примерно 17 процентов годовых, что соответствует стандартному рыночному кредиту. Таким образом, с 91-го дня, как вы не платите за коммуналку, в качестве пени будет применяться повышенная процентная ставка.

    10 тысяч многоквартирных домов планируется отремонтировать в этом году

    Кроме того, согласно принятым изменениям в законодательстве, должник по ЖКУ попадает в общую базу данных, к которой есть доступ у банков. И он автоматически является недобросовестным заемщиком, для которого получить кредит станет проблематично. Должник портит себе кредитную историю.

    Среди крайних мер за неуплату могут по решению суда, предупредив надлежащим образом, отключить электричество, даже ограничить водоотведение.

    Набор этих мер, в том числе ужесточение ответственности, ужесточение репутационной ответственности, когда у тебя плохая кредитная история, на наш взгляд, мотивирует людей к честному выполнению своих обязанностей. Конечно, при условии, что эти услуги оказаны надлежащего качества.

    За оказание услуг ненадлежащего качества будем вводить ответственность для управляющих организаций. Например, если допущен перерыв в оказании услуги, УК будет выплачивать штраф не в казну государства, а непосредственно потребителю, который сидел без света, без воды или без тепла. За некачественно оказанную услугу потребитель получит от своей компании денежную компенсацию в размере 17 процентов годовых. Такой законопроект сейчас находится на рассмотрении в Думе.

    Кто должен определять - качественно оказаны услуги или нет?

    Андрей Чибис: Если у вас, к примеру, нет горячей воды, перебои с электричеством или теплоснабжением, этот факт незамедлительно актируется, в качестве свидетелей приглашаются соседи. Если представитель управляющей компании не приехал, то акт направляется по адресу в УК. Вообще по любым проблемам, связанным с оказанием жилищно-коммунальных услуг, следует обращаться в Госжилинспекцию, которая обязана защищать права потребителя.

    Существует мнение, что нет никакой корреляции между величиной тарифа и платежами за ЖКУ. Вы тоже так считаете?

    Андрей Чибис: Прямой зависимости нет. Более того: у нас введены беспрецедентные ограничения роста платы. Так, в среднем по стране в 2014 году тарифы за коммуналку выросли не более чем на 4,2 процента, что ниже инфляции.

    В этом году, согласно установленным тарифам, которые вступают в силу с 1 июля, предельный рост составит 8,7 процента. Поэтому рост тарифов за ЖКУ на платежную дисциплину никакого серьезного влияния не оказывает.

    Заключение прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и потребителями может войти в устоявшуюся практику в регионах?

    Андрей Чибис: Этого действительно хотят многие поставщики ресурсов, потому что все прошлые годы очень часто управляющая компания, собирая деньги с населения, не доплачивала ресурсоснабжающим организациям. Как говорится, часть денег оседала в карманах или на счетах посредника. В очень многих регионах эта проблема существует.

    Мы планируем ввести регулирование и законодательно закрепить полномочия расчетных центров. Это означает, что собственнику будет выставляться единая квитанция за все виды потребленных ресурсов и услуг. И расчетный центр будет расщеплять эти платежи по ресурсоснабжающим организациям, свою долю будет получать управляющая компания. Надеюсь, что в этом году соответствующие законодательные изменения будут внесены.

    Но поощрять практику прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и собственником мы не собираемся. Иначе складывается ситуация, когда потребителю вместо одной квитанции приходит пять, причем разноцветных, что может только запутать человека, кому и за что он должен платить. Более того, получается, что так или иначе затраты на печать пяти квитанций в том или ином виде отражаются в тарифе каждого естественного монополиста.

    На самом деле расчетные центры и сегодня уже активно работают в субъектах РФ. Необходимость правового регулирования этой практики возникла в связи с тем, что не всегда управляющие компании готовы работать через расчетные центры, и это мешает наведению порядка в ЖКХ. И даже было несколько случаев, когда собственники расчетных центров удерживали перечисляемые денежные средства. Поэтому и вводится законодательное регулирование, которое в том числе предусматривает ответственность таких структур за несвоевременную оплату, в том числе своим контрагентам.

    Отремонтировали более 7 тысяч многоквартирных домов общей площадью более 30 миллионов квадратных метров. И это только начало

    Почему система капитального ремонта так и не заработала в регионах?

    Андрей Чибис: Я категорически не соглашусь с тем, что она в полной мере не заработала. На самом деле она только запускается на территории страны.

    Сегодня во всех субъектах РФ приняты региональные программы, причем уже более чем в 70 регионах начался сбор средств на капремонт, причем в большей части - еще в прошлом году. Но главное даже не в сборе денег, а в реально выполняемых работах.

    Мы начали масштабный ремонт в пределах всей страны. Каждый дом в каждом регионе попал в программу по капитальному ремонту, если только он не признан аварийным, который должен идти под снос. Начиная с прошлого года отремонтировали более 7 тысяч многоквартирных домов общей площадью более 30 миллионов квадратных метров. И это только начало.

    Для того чтобы систему капремонта сделать прозрачной, мы запустили информационную систему, где каждый собственник своего дома может увидеть, когда будет отремонтирован его дом. Эта система сейчас доступна на сайте Минстроя и на сайте фонда ЖКХ.

    Если бы мы не запустили этот большой капитальный ремонт жилья в стране, то с большой долей вероятности через 5-10 лет получим вместо жилищного фонда, площадь которого превышает 3 миллиарда квадратных метров, огромный аварийный дом в стране.

    Планируем, что в этом году будет отремонтировано более 10 тысяч многоквартирных домов.

    Один вопрос

    Ольга Кочкарева, г. Пушкино, Московская область

    - Моему дому шесть лет. Увидела объявление, что управляющая компания предлагает заменить счетчики. Кто их на самом деле должен их менять или проверять?

    Андрей Чибис

    - Действительно есть сроки, когда нужно поверять счетчик. Как правило, это один раз в 4 года. Многое зависит от марки модели, это указано в инструкции. Но известны случаи, когда управляющая компания обязывает жильцов дома срочно менять прибор учета, и называет цену за свои услуги. Мотивируется это тем, что в противном случае будет введен повышающий коэффициент за водопотребление.

    На этот шантаж поддаваться нельзя. Никто вас не может заставить поменять прибор учета или провести его поверку, если не подошел срок.

    Причем прибор учета может быть установлен любой организацией, важно лишь, чтобы представитель управляющей компании переписал его номер и принял в коммерческую эксплуатацию.

    Кстати, сейчас активно развиваются системы дистанционного снятия показаний прибора учета. По моим оценкам, лет через пять подавляющее большинство приборов учета или показаний будут сниматься дистанционно. Более того, такие приборы учета поставят сами участники рынка и управляющая компания. Потому что гораздо выгоднее получать онлайн-информацию о показаниях прибора учета, чем перепроверять показания своих сотрудников.

    Поделиться