26.03.2015 20:22
    Поделиться

    Военная полиция будет бороться с дедовщиной и воровством

    Президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил Устав военной полиции Вооруженных сил России.

    Наряду с соответствующим законом он станет базовым документом, детально регламентирующим деятельность единственной структуры Вооруженных сил, наделенной правоохранительными функциями.

    Как и Общевоинские уставы, свод правил для военной полиции получился достаточно объемным - почти две сотни страниц.

    Устав определяет не только направления ее деятельности, функции и полномочия, но и общий состав, а также порядок действий армейских полицейских в различных ситуациях. Этот документ однозначно станет настольной книгой для каждого военного полицейского.

    Там сказано, что военная полиция - это орган, который предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

    Этого вполне достаточно для наделения военно-правоохранительных подразделений широкими полномочиями - от противодействия преступности до обеспечения порядка в воинских частях.

    Армейские полицейские, в частности, имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу.

    Кроме того, по Уставу военным правоохранителям в строго оговоренных ситуациях и четко определенном порядке разрешено использовать специальные средства и огнестрельное оружие. Их подробный перечень содержится в документе. В данном вопросе армейских полицейских фактически приравняли к коллегам из МВД.

    Другой их важнейшей функцией станет борьба с "дедовщиной" и воровством имущества Вооруженных сил. Кроме того, военные полицейские смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки - в любое время суток заходить в воинские части и делать все необходимое для обеспечения там законности и правопорядка.

    Что же касается непосредственного руководства полицейскими органами, то эта задача легла на министра обороны. Он же определяет их организационную структуру и численность. Сейчас это 6,5 тысячи человек, которые служат в профильном главке минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции (они есть в каждом военном округе), 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

    Готовить военных полицейских собираются на профильном факультете, специально создаваемом при Военном университете. А в дальнейшем в армии могут учредить Институт военной полиции. Пока же в ее штат набирают преимущественно офицеров запаса с высшим юридическим образованием.

    В Главном управлении военной полиции корреспонденту "РГ" сказали, что согласно Уставу армейские правоохранители возьмут на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах и солдатах.

    К примеру, серьезно провинившихся военнослужащих на гарнизонных гауптвахтах всегда охраняли обычные рядовые и сержанты, присланные в караул из воинских частей. То же самое касалось "сторожей" военнослужащих, которые отбывают наказание в дисциплинарных батальонах.

    Новый Устав меняет подобную практику. Для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахтах и в дисбатах, теперь будут набирать не солдат-призывников, а профессиональных военных полицейских. Их же при необходимости задействуют на охрану потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства.

    Еще одна область служебной деятельности, где по Уставу военные полицейские заменят войсковых командиров, - это проведение дознания по совершенному солдатом или офицером преступлению. Как правило, по приказу командира части этим прежде занимались взводные или ротные. Теперь роль органа дознания возьмет на себя военная полиция. А серьезное расследование преступления в армии и надзор за этим процессом по-прежнему будут осуществлять профессиональные военные юристы из профильного главка СКР и соответствующей структуры Генпрокуратуры - ГВП.

    Де-факто подразделения военной полиции в Российской армии существуют уже три года. Их особые полномочия теперь закреплены де-юре в новом Уставе. Перед тем как документ лег на стол президенту страны, состоялось его общественное обсуждение. А еще Устав прошел независимую антикоррупционную экспертизу.

    Поделиться