издается с 1879Купить журнал

Стандарт двойной силы

Маринизм в политической карикатуре на рубеже XIX–XX веков

Со второй половины XIX века в политическую лексику прочно вошел оборот "вооружённый мир". Дело в том, что гонка вооружений, ставшая постоянным фактором в мировой политике, тяжёлым бременем ложилась на бюджеты всех держав. По образному выражению публициста М. Павловича, "это - бесконечный винт, который втягивает одно государство за другим в пропасть разорения"1. Неотъемлемой составляющей этого процесса становится маринизм - политика, направленная на создание мощного современного флота, который считался атрибутом великой державы.

Проблема гонки сухопутных и морских вооружений в конце XIX века активно обсуждались и в правящих кругах, и в обществе всех держав. На страницы отечественной и зарубежной периодической печати сразу же выплеснулась полемика по этим вопросам - выявившая целый спектр мнений и позиций. Эта дискуссия получила отражение не только в публицистике, но и в политической карикатуре2. Проследим на материале русской и немецкой сатирической графики рубежа XIX - XX веков, как новые политические тенденции отображались художниками.

Самый большой и сильный флот в XIX столетии имела Великобритания. Второе место в рейтинге морских держав к концу века занимала Франция, третье - Россия, четвёртое - Германия. В 1889 году в Англии был принят закон о так называемом "стандарте двух держав"3. Отныне страна должна была иметь такой флот, который превосходил бы флоты двух следующих за ней морских держав, вместе взятые. Предполагалось, что материальные и финансовые ресурсы остальных государств не позволят им конкурировать с "владычицей морей". Но эти расчёты не оправдались.

В 1898 году программа ускоренного строительства флота была принята в Германии. Девизом этой политики стало крылатое выражение кайзера Вильгельма II: "Будущее Германии на морях". В преамбуле нового закона о флоте, утверждённого в 1900 году, прямо указывалось: "Сила германского флота должна быть такова, чтобы превосходство даже самой мощной морской державы было поставлено под сомнение в случае её войны с Германией"4. Это был явный вызов "владычице морей".

Ёмко и точно образ обозначившегося англо-германского морского соперничества воплощён в прекрасной карикатуре С. Ф. Соколовского "Звонарь не устаёт", опубликованной в 1902 году в "Новом времени". Огромный колокол с девизом "Weltpolitik" ("Мировая политика") и надписью на языке колокола "Михель" (то есть Германия) громко звонит над головой нахохлившейся совы по имени Джон Буль (Англия)…

А ведь всего четыре года назад, когда Россия предложила созвать международную конференцию с целью изыскать способы приостановить гонку вооружений, дело обстояло иначе. В 1898-м французская газета "Фигаро" напечатала карикатуру "Ответы держав", где ответ Англии звучал так: "В настоящее время это меня ни к чему не обязывает, я охотно соглашусь". Вскоре в "Новом времени" появился русский вариант отклика "владычицы морей", по сути совпадавший с французской версией. "All right. Теперь и о всеобщем разоружении можно поговорить", - говорит Джон Буль на карикатуре Соколовского. Широко расставив ноги, он стоит среди ядер и других снарядов уверенно, с самодовольной ухмылкой - ведь за его спиной виднеется армада британского флота.

Но теперь положение начало меняться. Всего за два года, прошедших после принятия первой морской программы, расходы Германии на флот выросли в полтора раза5. Изыскание средств на постройку кораблей - как наглядно показал немецкий художник Г. Брандт - для депутатов рейхстага превратилось в своего рода ночной кошмар.

В сатирической графике образом той или иной державы зачастую было какое-нибудь животное - зверь, птица или рыба. Так, Германию символизировал чёрный орёл, Россию - медведь, Британию - лев или бульдог. Блестящее воплощение образ Англии получил в карикатуре Соколовского, на которой зритель видел гигантскую "акулу". Ощерившись стволами многочисленных орудий, бронированная хищница гордо и грозно бороздит океанские просторы, искоса поглядывая на два маленьких кораблика, беспомощно мечущихся неподалёку. Литеры над её острыми зубами не оставляли сомнения в том, что это "владычица морей". Здесь прочитывается недвусмысленный намёк на принцип стандарта двух держав. Подпись под рисунком - "Берегись!" - звучала как предостережение и не была пустым звуком.

Важной вехой в истории маринизма стал спуск на воду в 1906 году английского линейного корабля "Дредноут" ("Неустрашимый"). По огневой мощи он в разы превосходил все существовавшие тогда линейные корабли, фактически их обесценивая. Казалось, переход к постройке линкоров нового типа (их стали называть дредноутами) позволяет начать соревнование на море заново, с нулевой отметки. Дредноуты, конечно, стоили значительно дороже, но морские державы незамедлительно включились в новый виток гонки военно-морских вооружений.

Неудивительно, что именно немецкие карикатуристы уделяли этому сюжету пристальное внимание. И, разумеется, главной мишенью их сатирических стрел стала Англия. Художники акцентировали различные аспекты англо-германского соперничества, но были едины в том, что до тех пор, пока Англия первенствует на море, Германия вынуждена усиливать флот, невзирая на огромные расходы.

На карикатуре Л. Штутца "Ограничение английских морских вооружений" зритель видел Джона Буля, присевшего передохнуть на обочине извилистой дороги. Он намного опередил француза, немца, итальянца и русского - безуспешно пытающихся его догнать. Порядок стран отнюдь не случаен. После разгрома русского флота в войне с Японией 1904-1905 годов англичане рассчитывали "двухдержавный стандарт" с учётом мощи флотов Франции и Германии6. Англии приходилось нелегко, но сдаваться она не собиралась. Эту мысль художник выразил в подписи под рисунком. "Когда опередишь других, - замечает Джон Буль, - совсем неплохо прикинуться обессиленным".

Другой приём, показывавший соотношение флотов держав, использовал в карикатуре "Стандарт двойной силы" А. Крюгер. По выражению А. В. Швырова, карикатура часто "питается лицами"7. Изображения монархов, президентов, министров и других известных политических и общественных деятелей, даже слегка шаржированные, легко узнавались современниками и поэтому нередко использовались художниками для обозначения той или иной державы. И Крюгер изобразил своеобразный саммит первых лиц ведущих держав.

Английский король Эдуард VII снисходительно поучает президента Соединённых Штатов Теодора Рузвельта, кайзера Вильгельма II, премьер-министра Франции Аристида Бриана и императора Николая II. "Ребятки, - читаем мы в подрисуночной подписи, - на суше я, возможно, немного слаб в коленках, но на воде я по-прежнему могу справиться с любыми двумя из вас". Подобное утверждение имело основания: расходы Англии на флот превосходили тогда морской бюджет США в полтора раза, германский - в два, французский - в два с половиной, а русский - в четыре раза8.

Показательно, как немецкий карикатурист изобразил главного врага Германии - Францию. На рисунке она представлена не президентом республики (как США), а премьер-министром. Однако в пояснительной надписи Аристид Бриан обозначен первой буквой имени (как монархи Англии, Германии и России), а не первой буквой фамилии (как президент Рузвельт). Подобное титулование не по чину воспринимается как явная насмешка.

На карикатуре "Международная гонка вооружений" ещё один немецкий художник показывает, какие титанические усилия прилагает Джон Буль, чтобы корабль флота Его Величества занимал лидирующую позицию. В свою очередь, Михель пытается, хотя и безуспешно, остановить движение морского гиганта. Так, визуальными средствами, автор внедряет в сознание зрителя немецкую версию маринизма: Германия вынуждена увеличивать ассигнования на флот потому, что постоянно растут морские силы Англии. Важной составляющей морской политики держав была борьба за базы для флота. В начале XX века международные противоречия обострились в связи с попытками держав приобрести военно-морские базы в Персидском заливе, который открывал выход в Индийский океан. Интересы Англии, Германии и России сплелись здесь самым тесным образом.

В 1899 году немецкое акционерное общество получило от турецкого султана право построить железнодорожную магистраль от Босфора до Багдада. Конечным её пунктом должен был стать "бесхозный", по мнению Берлина, порт в Кувейте на берегу Персидского залива. На самом деле Кувейт был частью Османской империи, но шейх Кувейта подписал с Англией секретный договор, по которому обязался не уступать свою территорию иностранным державам без согласия выплачивавшего ему постоянную субсидию Лондона. Россия, задумавшая построить выводившую к незамерзающему морю Трансперсидскую магистраль, тоже рассчитывала закончить её на берегу Персидского залива.

Когда в конце 1901 года русский крейсер "Варяг" по пути из Средиземного моря на Дальний Восток зашёл в Персидский залив, в Берлине и Лондоне забили тревогу. Немецкий карикатурист изобразил Россию и Англию в виде хищников, подкрадывающихся к мирно пасущемуся на берегу барашку (Кувейту). Тем самым именно на них он возлагал ответственность за конфликт. Германии на рисунке нет; её роль, её намерения остаются в тени…

Зато англо-германское соперничество в связи со строительством Багдадской железной дороги нашло отражение в русской карикатуре. Журнал "Шут" в 1901 году опубликовал рисунок, отразивший попытки Англии закрепиться на берегу Персидского залива, которым противится Турция. Тирада турка, вынесенная в подпись к рисунку - "Эй, сэр! Не усаживайтесь так плотно: это место бойкое и другим нравится!" - подсказана немцем. Художник поместил его за спиной турка - чем отчётливо выразил закулисную сторону события.

Англо-русское соглашение о зонах влияния в Персии отчасти сгладило противоречия между этими державами. Новая расстановка сил привлекла внимание Г. Брандта, откликнувшегося карикатурой "Злоумышленники на Багдадской железной дороге", опубликованной в журнале "Kladderadatsch". Немецкий художник представил договор между Петербургом и Лондоном в виде камня, преграждающего германскому локомотиву путь к Персидскому заливу. Таким образом, акцентируя внимание на препятствиях со стороны других держав, карикатурист замалчивает экспансионистские планы Берлина. Немецкие авторы старательно подчёркивают такие замыслы своих конкурентов. Обещание Англии поддержать Россию в решении вопроса о Проливах - о получении права прохода русских военных кораблей из Чёрного моря в Средиземное - послужило информационным поводом для карикатуры "К вопросу о Дарданеллах", опубликованной в 1908 году журнале "Der wahre Jacob".

Автор показывает, что посулы Лондона - это приманка, к которой, как к горшочку с мёдом, стоящим перед дремлющим стражем Проливов (турком) тянется русский медведь. За его поведением внимательно наблюдает британский лев, рассчитывающий, что приманка сработает. Но изобразив на горшочке знак вопроса, художник выразил сомнение в том, что Англия выполнит своё обещание.

Чтобы продемонстрировать миру своё морское могущество, державы периодически устраивали смотры флота. 20 июля (1 августа) 1909 года Николай II во время визита в Англию присутствовал на военно-морском параде. "На общем протяжении 18-ти миль, - записал он в дневнике, - стоял английский флот в 5-ти линиях. Всех судов было 150 с подводными лодками и вспомогательными судами. Обошли три средние колонны больших кораблей"9. Рисунок немецкого художника, опубликованный неделю спустя в журнале "Kladderadatsch" - почти репортаж об этом событии.

Но карикатура - не беспристрастная хроника. В ней всегда есть подтекст, содержащий юмористический акцент, насмешку, иронию и даже сарказм. В данном случае, изображая царя, художник явно насмехается над ним. Хотя недавняя революция в России закончилась, Николай сильно испуган: его колени согнуты, лицо перекошено. Указывая на аэроплан, летящий над строем кораблей, он спрашивает Эдуарда VII: не террорист ли сидит за штурвалом?

Английский флот оставался самым сильным в мире вплоть до начала Первой мировой войны. Выступая 1 (14) августа 1913 года в Палате общин, министр финансов Дэвид Ллойд Джордж сообщил, что в том году Англия истратила на военный флот больше, чем расходовали на него в 1880-х годах все государства, вместе взятые (включая Англию)10.

А за несколько месяцев до этого Вильгельм II в одной из речей заявил: "Вдохновляемый примером наших славных предков, немецкий народ готов идти на любые жертвы". Этот тезис кайзера нашёл отражение в карикатуре "Усиление оборонной мощи", появившейся на страницах "Der wahre Jacob" 9 (22) марта. Автор рисунка представил зрителю Вильгельма II в виде огородника, усердно поливающего грядки, на которых вырастают… прусские каски - символ милитаризма. А за спиной кайзера виднеются громады кораблей германского флота. Художник журнала социал-демократической направленности акцентировал внимание на том, что политика кайзеровской Германии, чем дальше, тем больше строилась по принципу "пушки вместо масла".

Маринизм стал неотъемлемой составляющей политики всех великих держав, приведшей к Первой мировой войне. Гонка военно-морских вооружений нашла яркое отражение и в политической карикатуре - которая, словно зеркало, отчётливо зафиксировала реалии времени. Карикатуристы разных стран давали разные же оценки одних и тех же событий и явлений. Понимая язык сатирической графики, и сопоставляя несколько "зеркал", можно получить в целом адекватное представление о тех проблемах, которые послужили информационным поводом для создания конкретной карикатуры.

Примечания

1. Павлович М. П. Мировая война 1914-1918 гг. и грядущие войны. Л. 1925. С. 164.
2. См.: Champfleury. Histoire de la Caricature. Vol. 1-5. Paris. 1860-1865; Fuchs Ed. Die Karikatur der europäischen Völker. Bd. 1-2. München. 1901-1903; Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней. СПб. 1904: Ефимов Б. Е. Основы понимания карикатуры. М. 1961; Голиков А. Г., Рыбачёнок И. С. Смех - дело серьёзное. Россия и мир на рубеже XIX-XX веков в политической карикатуре. М. 2010; Рыбачёнок И. С. Политическая карикатура на рубеже XIX-XX веков. Коллекция французского журналиста Дж. Гран-Картере // Новая и новейшая история. 2011. № 2.
3. См.: Ерофеев Н. А. Английская колониальная политика и закон о флоте 1889 года // Проблемы британской истории. 1972. М. 1972. С. 169-196.
4. Цит. По: Романова Е. В. Путь к войне. Развитие англо-германского конфликта 1898-1914 гг. М. 2008. С. 47.
5. Павлович М. П. Указ. соч. С. 223.
6. Романова Е. В. Указ. соч. С. 49.
7. Швыров А. В. Указ. соч. С. 210.
8. Павлович М. П. Указ. соч. С. 209.
9. Дневники императора Николая II (1894-1918) Т. II. 1905-1918. Ч. I. 1905-1913. М. 2013. С. 402.
10. Павлович М. П. Указ. соч. С. 213-214.