22.03.2015 20:56
    Поделиться

    В РФ создадут круглосуточную службу оказания помощи при острых болях

    До конца апреля при территориальных управлениях Росздравнадзора во всех регионах будут открыты "горячие линии", позвонив на которые, тяжело больные пациенты и их родственники смогут пожаловаться на трудности с назначением и получением обезболивающих препаратов. Такое распоряжение подписала министр здравоохранения России Вероника Скворцова.

    Позвонить по "горячему" телефону смогут не только пациенты, но и врачи и другие медработники, пояснил "Российской газете" пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай. Дело в том, что далеко не все медики знают порядок назначения наркотических обезболивающих, и телефонные консультации специалистов помогут быстро снять возникающие вопросы и дать разъяснения.

    "В каждом регионе должен быть создан свой механизм, позволяющий тяжело больным получить обезболивание семь дней в неделю и 24 часа в сутки, - сказал Салагай. - Специальные разделы появятся на официальных сайтах региональных управлений Росздравнадзора, чтобы, находясь в любой точке страны, человек знал, куда ему обратиться за помощью. Обобщенная информация будет представлена в спецразделе сайта минздрава".

    Министр приняла еще одно крайне важное решение: в ближайшее время будут внесены изменения в приказ, регулирующий порядок выписки наркосодержащих препаратов. Ключевой момент: при повторном обращении за выпиской таких лекарств будет установлен конкретный предельный срок, в течение которого пациент должен получить рецепт. Срок этот - не более часа. "Конечно, при первичной выписке таких препаратов уложиться в столь сжатые сроки не представляется возможным, врачу нужно осмотреть больного, принять решение о тактике паллиативной помощи, - пояснили "РГ" в минздраве. - Но при возобновлении рецептов на уже назначенные ранее лекарства на всю процедуру с момента обращения и до момента получения рецепта не должно пройти более часа. Этот срок станет еще одной контрольной точкой, контрольным нормативом, который будет использоваться Росздравнадзором при проверках оказания помощи паллиативным больным в медучреждениях всех регионов".

    Как выяснили корреспонденты "РГ", во многих регионах уже установлена тесная и скорая связь с больными.

    В Волгоградской области, например, "телефон доверия" работает уже несколько лет .

    Как сообщили "РГ" в региональном комитете здравоохранения, справиться с проблемами, в том числе тяжело больным, в любое время суток помогают профессиональные психологи, психиатры и психотерапевты. В Свердловской области паллиативная помощь оказывается не только онкобольным, но и неврологическим пациентам, с сахарным диабетом, рассказала начальник отдела специальной медпомощи облминздрава Елена Малявина. В этом году откроется еще 250 пунктов паллиативной помощи, в том числе и детское подразделение.

    Чтобы такие "горячи линии" были наиболее эффективными, опрошенные "РГ" питерские медики предлагают обратить внимание на два момента. Во-первых, у ее сотрудников должны быть реальные полномочия по содействию в выписке лекарств. И тогда пациенты не только смогут оставить жалобу на волокиту в получении препарата, но и вопрос их будет оперативно решен. Во-вторых, в Петербурге (наверняка и в других регионах) не хватает специалистов по паллиативной помощи. Ни в одном из медвузов города нет такой кафедры. Для врачей в городе организованы спецкурсы, но они необязательные. И если бы на "горячей линии" работали те, которые могут терпеливо разъяснить, как применять препараты, это помогло бы многим пациентам.

    Подготовили: Ирина Невинная, Элина Труханова, Вера Черенева, Татьяна Ткачева, Анна Скрипка, Елена Мелихова, Анна Скудаева, Ксения Дубичева

    Вас слышат!

    Какие вопросы чаще всего задают на "горячую линию"?

    Среди поводов обращения на первом месте стоит оказание медпомощи, обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения, оформление группы инвалидности и направление на оказание высокотехнологичной медпомощи.

    Также в лидерах вопросы по оказанию платных медицинских услуг, просьбы разъяснить, каким образом можно провести льготное протезирование зубов, а также за что нужно платить в стационаре, а что так бесплатно.

    Как вам это?

    Олег Иванинский, министр здравоохранения Новосибирской области:

    - "Горячая линия" нужна в том случае, если есть сбои в работе медицинских учреждений - необходимость звонить, узнавать, консультироваться и требовать обезболивающее у человека возникает только тогда, когда он его не получает.

    У нас таких проблем нет. В больницах и поликлиниках знают мою позицию - мы не должны отказывать в таких лекарствах. Если мы не можем вылечить пациента, мы должны сделать все, чтобы избавить его от мучений. Что касается информации, то у нас масса источников, куда может обратиться пациент.

    Татьяна Золотых, заместитель главврача Воронежского областного онкодиспансера:

    - Прежде всего надо понимать, что причины острой боли могут быть самыми разными. Каким образом, каким препаратом ее купировать - может решить только врач, исходя из состояния больного, данных его обследования. То есть любая "горячая линия" здесь призвана сориентировать человека, как ему быстрее попасть к нужному врачу.

    Валерий Домекин, первый заместитель председателя комитета здравоохранения Курской области:

    - Я врач-анестезиолог, и никому из коллег не советовал бы по телефону консультировать пациентов, а им, в свою очередь, при острой боли не вызывать "скорую", а пользоваться "горячей линией". Как можно что-то посоветовать, не видя человека, не пообщавшись, не осмотрев его?

    Считаю, нам нельзя забывать о главном: боль - это сигнал тревоги, который подает нам организм. Поэтому в некоторых ситуациях принимать анальгетики нельзя категорически. Боль в животе может сигнализировать нам об аппендиците, и если ее купировать, даже опытный врач после не поймет, что человеку срочно нужна операция. Нельзя принимать анальгетики, если головная боль сопровождается температурой - это может быть менингит. Даже зубную боль нельзя купировать - ведь за ней может стоять что угодно.

    Такие "горячие линии" могут помочь лишь онкобольным.

    Вячеслав Шаманский, главный онколог Свердловской области:

    - На мой взгляд, создавать отдельную "горячую линию" нет смысла.

    Например, в нашей области уже существует структура, которая консолидирует информацию об онкобольных, с выездными бригадами, которые в экстренных случаях избавляют пациентов от боли. Сейчас в области работают 150 пунктов помощи неизлечимо больным, из них девять - в Екатеринбурге, выездные бригады при каждом - круглосуточно оказывают помощь пациентам. Помощь в них оказывается бесплатно для пациентов.

    Просто сказать, что такая технология востребована, - это ничего не сказать. По моему мнению, без этого здравоохранение просто не может работать, потому что человек должен не только родиться и жить в достойных условиях, он должен и уходить достойно.

    Поделиться