20.03.2015 17:41
    Поделиться

    Со дня рождения музыканта Святослава Рихтера прошло 100 лет

    Сегодня, 20 марта, музыкальный мир отмечает 100 лет со дня рождения великого пианиста Святослава Рихтера.

    История фортепианного исполнительства знала немало виртуозных музыкантов, и все же имя Рихтера занимает в ней особое место. Рихтер был не просто выдающимся пианистом, непревзойденным интерпретатором произведений классиков и современников, но, прежде всего, музыкантом огромного масштаба, яркой личностью, человеком абсолютно ренессансного дарования. Как-то, размышляя о выставке "Век Моцарта", которая проходила в Музее изобразительных искусств им А.С.Пушкина в рамках фестиваля "Декабрьские вечера", Рихтер задумался, чье имя станет символом выставки о нашем веке: Эйнштейн, Шостакович, Пикассо? Сегодня, оглядываясь на минувшие сто лет, смело можно сказать, что именно Рихтер стал символом фортепианного искусства этого столетия.

    Святослав Рихтер родился в Житомире в музыкальной семье (его отец Теофил Рихтер был органистом и преподавателем Одесской консерватории) и музыкой начал заниматься с ранних лет. О сильном влиянии отца Рихтер говорил неоднократно, "узнавая" его в музыке, которую исполнял, и чувствуя связь с ним спустя годы после его смерти (часто видел его во сне и утверждал, что именно отец "приказал" ему выучить второй том "Хорошо темперированного клавира" Баха). Сны - яркие, волнующие, тревожные были одним из самых ранних воспоминаний детства Рихтера. Уже будучи взрослым, он часто видел во сне сюжеты произведений, которые играл, встречался с композиторами, художниками, странствовал во времени...

    Другим важным впечатлением детства была сестра его матери, Тамара Павловна Москалева или тетя Мэри, как ее ласково звали в семье. У нее Святослав Рихтер, а тогда просто Светик, жил несколько лет во время Гражданской войны. Именно от яркой и талантливой тети Мэри, Рихтер на всю жизнь заразился любовью к живописи: "Она все время сидела за столом с красками, рисовала, занималась графикой и нарисовала книгу про меня. Я стоял рядом и толкал ее, она говорила: "Светик, не толкайся". Тетя Мэри нарисовала "Лесную сказку", с текстом о "маленьком принце" - Светике, и эта детская книжка с трогательными рисунками и по сей день хранится в архиве Рихтера. Интерес к живописи остался у Рихтера навсегда, он часто говорил, что если бы не был музыкантом, точно стал бы художником. Рихтер брал уроки рисования у Р.Фалька, с которым близко дружил: "Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать". В 1950-70 годы музыкант сам активно рисовал, сохранилось более 50 его работ. В квартире Рихтера на Бронной часто выставлялись картины молодых художников, а в уникальном собрании его картин есть полотна Р.Фалька, В.Шухаева, Х.Хартунга, Х.Миро, М.Сарьяна, П.Пикассо и т.д. Мир пластических искусств и мир музыки для Рихтера были неразрывно связаны. Многие вспоминали о точных, почти зрительных образах, когда он говорил о музыке.

    Несмотря на всемирное признание, многие премии, награды и другие почести, Рихтер всю жизнь оставался крайне скромным и внешне очень замкнутым человеком, избегал интервью. Яркая эмоциональность в исполнительстве, его любовь к театру, праздникам и карнавальным переодеваниям сочеталась в нем с поразительной строгостью, сдержанностью, с истовым стремлением к совершенству. "Разве Вы никогда не играли безупречно?", - спрашивали его. "Да, когда-то однажды, в Одессе" - отвечал гениальный пианист. Обладая универсальным даром интерпретации музыки барочной, романтической и современной, он каждый раз чувствовал когда достигал наивысшего взлета, в исполнении того или иного произведения и интуитивно отступал от него, не желая снижать планку.

    На жизнь Рихтера пришлись все самые драматические страницы бурного ХХ века - гражданская война, Вторая мировая, расстрел его отца, урожденного немца, обвиненного в измене Родине, отъезд матери за границу. Отношения Рихтера с матерью были одной из самых драматических страниц в его биографии: они не виделись более 20 лет и встретились в Германии, когда она уже была тяжело больна, и Рихтеру разрешили выехать из страны. О ее смерти Рихтер узнал прямо перед своим концертом в Вене - это было самое неудачное выступление в его карьере.

    В книге Юрия Борисова "По направлению к Рихтеру" великий музыкант играет "Хорошо темперированный клавир" Баха и раскладывает свою жизнь на прелюдии и фуги, начиная с самого детства. На фоне баховского цикла мелькают его воспоминания, самые яркие и самые важные фрагменты его биографии. Вот он приезжает в Москву, чтобы поступить к великому Нейгаузу. Всю ночь перед прослушиванием он ходит один по незнакомому городу, ожидая встречи с учителем, которая изменит его жизнь. И уже в ноябре 1940 года он впервые играет перед московской публикой в Малом зале консерватории. В каждой части цикла - целая жизнь. В Двенадцатой прелюдии - начало войны. Рихтер встречает на улице знакомого музыканта: "Что теперь делать, Слава? Все кончено… И чуть не плачет.- Как что делать? Заниматься!" Четырнадцатая - встреча с Ниной Львовной Дорлиак, певицей, будущей женой Рихтера. Двадцатая - встреча с мамой после разлуки, а Двадцать первая - визит к Пикассо. Одиннадцатая фуга - первое знакомство с С.Прокофьевым на квартире у Ламмов. Перелистывая композитору страницы шестой сонаты, Рихтер сразу понял: "это я буду играть". Позже, благодаря знаменательной встрече появилась Девятая соната, посвященная Рихтеру, исполнение Пятого концерта под управлением автора и, наконец, первый и последний дирижерский опыт Рихтера - в 1952 году он дирижировал на премьере симфонии-концерта для виолончели С.Прокофьева, а солировал Мстислав Ростропович.

    Всю жизнь Рихтер находился в постоянном творческом поиске. Он открывал новые миры для себя и слушателей, бесконечно гастролировал, как по мировым столицам, так и по российской глубинке, основывал фестивали в Москве, Тарусе, Италии, выступал в ансамбле с великим музыкантами. По рассказам, еще при жизни Рихтера в одну из его юбилейных дат к нему приехал посол Франции, командированный ЮНЕСКО с дипломатической миссией - планировали объявить Год Рихтера. Великий пианист был непреклонен и решительно обещал никогда больше не приезжать в Европу, если такое произойдет. Сегодня, в день столетия Рихтера, к сожалению, уже не у кого спросить согласия. Но можно оглянуться назад и еще раз прикоснуться к тому музыкальному наследию, который оставил нам один из величайших пианистов ХХ века.

    Поделиться