17.03.2015 00:42
    Поделиться

    Закон о территориях опережающего развития заработает к 30 марта

    ТОРы привлекают кадры высокой зарплатой
    Кирилл Степанов, статс-секретарь, заместитель министра по развитию Дальнего Востока

    - К 30 марта закон о территориях опережающего развития (ТОРы) должен окончательно заработать. К этому времени будет готов полный комплект всех нормативно-правовых документов. Главная "фишка" новых территорий роста - они создаются под якорного инвестора. Если конкретный инвестор не будет заинтересован в открытии производственной площадки - не будет и ТОРа. Поэтому на стадии его создания мы изучаем инвестиционный спрос, отталкиваемся не от земельного участка, не от интереса субъекта РФ или министерства, а от интересов инвестора.

    Мы планируем в очень быстром темпе создать необходимую инфраструктуру ТОРов: автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, модернизировать аэропортовую инфраструктуру, объекты связи. В законе предусмотрено, что уполномоченным федеральным органом на Дальнем Востоке является министерство по развитию Дальнего Востока, которое получает право выдавать разрешение на строительство указанных объектов в ТОРах.

    Предусматривается также, что управляющая компания, которая будет создана в ближайшее время, может выступать в качестве застройщика территории. Будет также внедряться режим свободной таможенной зоны в ТОРах.

    - Кто будет работать в этих ТОРах: местное население или приезжие из других регионов?

    - Мы рассчитываем, что в первую очередь там будут работать дальневосточники, ведь безработица в регионе достаточно высокая. Однако есть недостаток по отдельным специальностям, квалификациям, что можем увидеть на примере ТОРа в Комсомольске-на-Амуре, где уже сейчас стоит задача по поиску квалифицированных специалистов. Если по отдельным квалификациям и специальностям мы не найдем дальневосточников, будем приглашать граждан России из других регионов. Только в случае, если не найдем ни тех, ни других, дадим возможность инвестору привлекать иностранных работников.

    - Сколько сейчас открыто вакансий?

    - В трех ТОРах, которые были одобрены правительственной комиссией, требуются еще около 7 тысяч специалистов.

    - Это будут иностранные работники?

    - Нет, учитывая, что резиденты и инвесторы - это российские компании, то в первую очередь нужно искать кадры внутри страны. Однако мы не исключаем возможность привлечения иностранных работников на территории опережающего развития. Именно поэтому законом предусмотрен специальный режим осуществления трудовой деятельности.

    - А что это за режим?

    - В законе о ТОРах предусмотрено, что все вопросы, связанные с трудовой деятельностью, у резидентов ТОР регулируются Трудовым кодексом. В нем в частности предусмотрено, что при прочих равных условиях на работу принимаются граждане РФ. Таким образом, если требуемых специалистов можно найти в России, то резидент не может привлекать иностранных работников.

    - Даже если инвестор будет очень сильно настаивать?

    - Наша задача показать инвестору, что есть необходимый специалист с аналогичным уровнем квалификации в России. Для этого будут привлечены к работе как официальные службы занятости, так и частные агентства по поиску персонала.

    - Но последнее слово все-таки остается за инвестором?

    - Нет, последнее слово, к сожалению или к счастью, остается не за инвестором, а за Наблюдательным советом ТОРа. В законе предусмотрены варианты привлечения для работы иностранных работников, если это экономически целесообразно и обоснованно. Особенно если создается новое производство, для которого пока нет сотрудников соответствующих квалификаций в России, и нет образовательных программ, которые могли бы подготовить нужные кадры. Тогда у инвестора есть возможность предложить нанять иностранных работников в ТОР. Но он это делает не самостоятельно. Только Наблюдательный совет ТОРа принимает решение о доле иностранных работников по каждому резиденту.

    - А кто входит в этот Наблюдательный совет?

    - Наблюдательный совет возглавляет представитель Минвостокразвития России. В него входит представитель управляющей компании, которая, кстати, будет заключать с резидентом соглашение, в котором будет прописана доля иностранных работников. Кроме того, в наблюдательный совет включаются представители органа исполнительной власти субъекта РФ, местной администрации, Федеральной миграционной службы, таможенной службы, а также региональные подразделения представителей Союзов работодателей и профсоюзов в данном субъекте РФ, которые будут принимать участие исключительно при решении вопросов об установлении доли иностранных работников в ТОРе.

    - Какая квота предусмотрена для иностранных работников?

    - Согласно закону квоты на привлечение иностранных работников в ТОРах не применяются. Не действует и система разрешений на работу, которые выдаются работодателю.

    - Вы говорите, что для работы в ТОРах будут привлекаться кадры из других регионов страны. Какие для них предусмотрены льготы по переезду? Зарплаты будут выше, чем в Центральной России?

    - В нашей стране трудовая мобильность недостаточно развита, но тем не менее она существует. Поэтому мы рассчитываем, что люди поедут работать на Дальний Восток. Могу точно сказать, что зарплаты в ТОРах будут выше, чем в европейской части России. Просто экономически резидент не сможет развиваться, если не будет платить высокую зарплату. Только тогда к нему поедут высококвалифицированные специалисты.

    Уже определено, что на этих территориях зарплата не может быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, которая установлена в регионах, где "прописались" ТОРы. Это, как правило, в два раза превышает минимальный размер оплаты труда по стране. Кроме того, соглашениями и коллективными договорами может быть предусмотрено по желанию работника дополнительная денежная компенсация тех льгот и преференций, которые существуют сейчас на Дальнем Востоке, в связи с тем, что практически все дальневосточные регионы отнесены к районам Крайнего Севера или приравнены к нему.

    Наша идея заключается в том, что работник может по собственному желанию заменить дополнительные отпуска, сокращенную рабочую неделю, компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно и иные льготы на достойную заработную плату. Для высококлассного специалиста, который едет туда зарабатывать деньги, может быть, не нужен трехмесячный отпуск в году и сокращенная неделя, он хочет работать на общих основаниях, зарабатывать деньги. Таким образом, интересы резидента и работника совпадают - первый хочет получить квалифицированного специалиста, который будет работать на благо общего дела, второй - зарабатывать, а не отдыхать.

    - Вы уверены, что каждому резиденту по силам выплачивать даже крутому специалисту высокую зарплату?

    - Для этого мы создали все условия на законодательном уровне. Инвестор может рассчитывать и на пониженные страховые взносы, и на низкие ставки налога на прибыль, а также все остальные льготы, которые будут повышать эффективность экономики его проекта. За счет этого он вполне может увеличивать фонд заработной платы.

    - Не исключаете, что в ТОРы специалисты захотят приезжать работать исключительно вахтовым методом?

    - Я не исключил бы вахтовый метод. Первые ТОРы создаются в Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровске, Приморье, и это будет в непосредственной близости с городами. Они и по транспортным, и по природно-климатическим условиям комфортны для жизни. Но в дальнейшем ТОРы могут появиться и в малонаселенных районах, в непосредственной близости к материально-сырьевой базе. Поэтому, если экономически оправдано будет в этих тяжелых условиях создавать не постоянные города, а временные поселки, набирать работников вахтовым методом, то ничего плохого в этом не вижу.

    - Пока специальной комиссией отобрано только три ТОРа. Почему так мало?

    - Создание ТОРа - это не просто карт-бланш инвестору, который мы выдаем и потом забываем о нем. Необходимо сопоставлять принимаемые решения с нашими возможностями. Потому что, принимая решение о создании ТОРа, мы одновременно берем на себя ответственность по созданию инфраструктуры на этой территории.

    Сейчас мы вынуждены считаться с дефицитом выделяемых средств из бюджета. Так, в этом году лимит выделяемых денежных средств, зарезервированных в госпрограмме "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", составляет 6,3 млрд рублей. Этого недостаточно, чтобы единомоментно создать много таких территорий. Причем эти средства предусмотрены не только на ТОРы, но и на инфраструктурную поддержку других дальневосточных территорий.

    Помимо бюджетных ограничений, существуют серьезные требования к обоснованию проектов.

    Но в этом году на трех территориях точно не остановимся. Еще 2-3 проекта, вполне возможно, будут одобрены на предстоящей подкомиссии, и эти проекты начнут реализовываться.

    - В каком процентном соотношении должно быть софинансирование со стороны резидента?

    - Мы изначально закладывали высокое соотношение привлечения внебюджетных инвестиций к бюджетным вложениям - на уровне 7 рублей внебюджетных к 1 рублю бюджетных инвестиций. К такому мультипликатору должны стремиться. В любом случае внебюджетных инвестиций должно быть почти на порядок больше, чем бюджетных.

    - По первым трем одобренным ТОРам ваш мультипликатор сработал?

    - Да, внебюджетных инвестиций будет больше, чем бюджетных.

    - Когда принималось решение о раздаче одного гектара земли на Дальнем Востоке, проводилась ли инвентаризация того, сколько у нас сейчас неиспользованных участков?

    - Общая площадь земель ДФО - 616,9 млн га, из них, по нашим оценкам, могут быть вовлечены в хозяйственный оборот 23,8%, а это почти 147 млн га. На 80% это земли лесного фонда. Доля земель сельскохозяйственного назначения составляет 11,5%. Претендовать на эти земельные участки могут граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, которые проживают на территории Дальнего Востока, либо те, которые планируют переехать на Дальний Восток.

    - Согласно вашей статистике получается, что в основном на этих землях можно организовать охотничьи хозяйства?

    - И охотничьи хозяйства можно открывать, и лесопользованием заниматься - мы не ограничиваем возможности использования пустующих земель. Есть достаточно неплохие участки, особенно по южной границе Дальнего Востока, где можно выращивать сельскохозяйственные культуры, и пшеницу, и сою. Также можно использовать выделяемый гектар земли для занятия скотоводством, птицеводством, свиноводством, причем уже есть готовые инвестиционные проекты. Думаю, что с точки зрения политики импортозамещения сельское хозяйство сейчас очень перспективно.

    - А в пределах городской черты эти земельные участки выдаваться не будут?

    - Существующие законы рынка диктуют цену земельного участка. Земли рядом с городскими поселениями имеют достаточно высокую стоимость, поэтому они являются объектом купли и продажи. Поэтому такую землю бесплатно предоставлять нельзя. В первую очередь будут предоставляться те участки, которые имеют высокий потенциал для вовлечения в хозяйственный оборот, но не те, которые уже имеют сложившийся рынок купли-продажи.

    Поделиться