17.03.2015 00:44
    Поделиться

    Прайс-агрегаторы заставили магазины снижать цены

    Сотовый телефон стал постоянным спутником покупателей. Если раньше онлайн-шопинг был, скорее, домашним времяпрепровождением, то с развитием мобильных технологий клиенты магазинов ищут самые низкие цены, не отходя от кассы.

    Компания GfK выяснила, какую роль играет телефон в выборе товара. В ходе опроса, проведенного среди пользователей мобильных устройств в 23 странах мира, выяснилось, что 40% респондентов сравнивают цены в Интернете и звонят своим друзьям или родным, чтобы спросить совета, 36% фотографируют товары, которые планируют купить.

    Общемировые результаты опроса говорят, что мужчины чаще женщин сравнивают в магазине цены, используя мобильный телефон (42% против 37% соответственно), что говорит о том, что женщины больше склонны делать покупки импульсивно, под влиянием эмоций, поэтому сравнение цен для них не так важно. Среди возрастных групп активнее всех анализом цен занимается молодежь 20-29 лет, где почти половина опрошенных (49%) сравнивает стоимость товаров через Интернет; следующие две группы покупателей, 15-19 и 30-39 лет, "набрали" по 45% каждая.

    Для российских покупателей больше, чем для покупателей из других стран, важно мнение близких. Среди опрошенных в России мобильных пользователей большая часть (46%) предпочитает позвонить из магазина семье или друзьям, чтобы посоветоваться о покупке. Наиболее активны здесь подростки в возрасте 15-19 лет (56%), на втором месте - молодежь 20-29 лет (51%) и возрастная группа 50-59 лет (46%).

    Изменившееся покупательское поведение во многом обусловлено распространенностью мобильных устройств. Так, по результатам исследования компании EY в России отмечается высокая степень проникновения широкополосного доступа в Интернет (87%) и смартфонов (50%). "Развитие технологий в цифровом секторе оказывает влияние на все сферы жизни в глобальном масштабе. Многие традиционные виды услуг - образование, медицинское обслуживание, финансовые сервисы - переходят в цифровой формат и становятся более удобными и широкодоступными", - говорит Михаил Романов, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи, сектора технологий и медиасектора в СНГ. В компании EY считают, что к 2019 году 94% россиян будет иметь смартфон и скоростной доступ в Интернет.

    Еще одним драйвером применения телефонов при совершении покупок является широкое распространение прайс-агрегаторов. Это программы, которые сравнивают цены в различных магазинах и на интернет-сайтах. Сегодня пользователям устройств не приходится проводить сравнение стоимости товаров вручную. Использование таких программ экономит время, а значит, заниматься изучением цен можно прямо в магазине, перед тем как совершить покупку. Тем более что большинство таких агрегаторов выпущено в виде приложений для мобильных устройств. То есть для их использования уже не нужен компьютер.

    Агрегатор цен позволяет отбирать самые дешевые предложения заданной категории товаров или отдельной модели, а также учитывать в цене стоимость доставки. Делать выборку по рейтингу, то есть в начало выборки ставить те товары, которые высоко оценили другие покупатели. Это то же самое, что попросить совета у родственников и друзей, только советом делятся те, кто уже приобрел товар и составил о нем свое мнение. "На ценниках в магазинах не всегда указано все, что интересует покупателя. Кроме того, многие стесняются просить помощи консультантов и ориентируются на отзывы", - сообщают в пресс-службе Яндекс.Маркета.

    Есть приложения, которые позволяют найти и сравнить цены на товар по штрих-коду, фотографии, делать сравнение не одного, а целого перечня товаров, к примеру, списка продуктов. Или выделить несколько товаров и сравнить их характеристики. Использование таких программ быстро набирает популярность, к примеру, аудитория только Яндекс.Маркета насчитывает 21,5 млн пользователей в России.

    Применение фотографий тоже набирает обороты. Раньше их использовали только для того, чтобы поделиться с друзьями или сохранить себе, чтобы не забыть внешний вид выбранной вещи. Сегодня появились агрегаторы фотографий, которые помогают найти товар в Интернете по изображению. Пока технологии автоматической обработки изображения не на высоте. Поэтому сайты по поиску нужного товара по фото похожи на социальные сети, где заинтересованные в поиске понравившихся вещей люди помогают друг другу отыскать желанный товар на просторах Интернета.

    Изменившееся поведение покупателей ставит новые задачи и перед ретейлерами. "Количество покупателей, использующих сотовый телефон для выхода в Интернет при совершении покупок, уже столь значительно, что обычным ретейлерам не следует игнорировать этот тренд, - считает Эдриан Хоббс, генеральный директор подразделения онлайн-мониторинга цен в компании GfK. - Физические ретейлеры должны обязательно следить за ценами онлайн-конкурентов в режиме реального времени и гибко реагировать".

    В основном адаптация ретейлеров к новым условиям заключается в "подгонке" цены. Задача ретейлера - обеспечить своему товару место в верхней строке списка, подобранного агрегатором. "Эльдорадо" в большинстве категорий имеет цену ниже, чем у остального рынка, благодаря большому обороту и эффективному контролю издержек, поэтому для нас, как для бренда, сравнение идет только в плюс", - считает Павел Новак, вице-президент по операционной деятельности компании "Эльдорадо". "В нашей сети действует Программа проверенных цен, с помощью которой на сайте mvideo.ru или с продавцом в магазине можно сравнить наши цены с ценами конкурентов. Если где-то товар стоит дешевле, то мы продаем его по самой низкой цене", - сообщает пресс-служба "М.Видео".

    Основную конкуренцию торговым сетям составляют интернет-магазины, которые за счет отсутствия торгового зала могут предложить меньшую цену товара. Однако физические ретейлеры готовы конкурировать с интернет-магазинами не только в зале, но и на просторах глобальной Сети. Тем более что при таком развитии агрегационных программ многие покупатели вовсе не доходят до магазина. "Покупатели используют мобильные устройства не только для сравнения цен и советов с близкими, но и для покупок через интернет-магазины. В 2014 году более 12% покупок на сайте mvideo.ru делалось с мобильных устройств", - сообщают в пресс-службе "М.Видео". В итоге физические ретейлеры наращивают продажи за счет роста интернет-торговли. "Как и весь рынок, мы наблюдаем рост в онлайн-канале, опережающий розницу", - подтверждает Павел Новак.

    По данным опроса, который провел Международный платежный интегратор PayU, 60% россиян с той или иной частотой используют мобильные устройства для покупок. Но регулярно приобретают товары в Интернете только 8% россиян. Четверть опрошенных PayU пользователей мобильных устройств никогда не покупали товары с помощью смартфонов. Пока реальные товары не занимают верхние строчки рейтинга самых популярных покупок. "Мобильная коммерция - это в первую очередь зона импульсивных покупок, - комментирует Country Manager PayU Елена Орлова. - Пользователи практически не покупают с помощью мобильных устройств товары, перед приобретением которых необходимо долго выбирать модель и сравнивать продукцию конкурентов". Согласно исследованию, чаще всего с помощью мобильных устройств в России покупают книги (38%) и билеты на концерты (34%). Далее следуют компьютеры и ПО (32%) - эти товары легче сравнивать через Интернет за счет возможности задавать в поиск большое количество технических характеристик. А после проведенного анализа покупателям проще заказать товар через Интернет. Завершают покупку лидеров российских продаж авиа- и ж/д билеты, номера в отелях (31%), видео- и аудиоконтент (27%). То есть пока россияне не готовы уйти в полноценный онлайн-шопинг. Поэтому ретейлерам не стоит бояться потери клиентов, по крайней мере до тех пор, пока сравнение цен будет в пользу обычных магазинов.

    Поделиться