14.03.2015 18:18
    Поделиться

    У группы "Ю-Питер" вышел альбом "Гудгора", полный добра и спокойствия

    2015-й год за неполных три месяца успел зарекомендовать себя как период, способный порадовать любителей хорошей музыки. Вот и в России произошло во всех отношениях замечательное музыкальное событие: свет увидел пятый студийный альбом прекрасной группы "Ю-Питер".

    Первые секунды вызывают тревогу сэмплом, характеризующимся необычным для ансамбля - прямо-таки "филипп-глассовским" - драматизмом, но почти сразу выясняется, что тревога - ложная. Открывающая пластинку песня "Потоп" - как раз такая, какой мы и ждали от мудрого интроверта Вячеслава Бутусова, продолжающего тихо созерцать Бытие с ироничной ухмылкой. Иногда эта ирония даже переходит в ехидство, которое, впрочем, никак не мешает общему добродушному тону: "панк не мертв, панк - ни жив, ни мертв". К тому же оно удивительно точно и актуально - даром, что изначально объект ехидства имеет глубоко личный характер.

    За исключением таких озорных лирических отступлений, альбом продолжает традиции "Ю-Питера" - коллектива, посредством которого Бутусову удалось создать свою уютную и красочную вселенную. Неожиданным образом она оказалась куда глубже и разнообразнее, чем покрывшиеся пылью социальные боевики монументального "Наутилуса". Можно связывать это с чем угодно, но решающую роль (о чем нередко говорят и музыкальные критики, и просто знакомые-приятели Вячеслава Геннадьевича; не всех из последних, правда, довольны такой сменой курса) тут, скорее всего, сыграло отсутствие гнета Ильи Кормильцева - поэта, безусловно, выдающегося, но чересчур часто приносившего литературу на алтарь пресловутой "борьбы с системой".

    Система ценностей "Ю-Питера" - принципиально иная: с первых же альбомов своей нынешней группы Бутусов сосредоточился не на поиске гнили в телах и головах тех или иных рыбин, а на попытках постичь глобальные космические процессы. Об общепризнанно важнейшем из них - любви - живая легенда свердловского рока, может быть, иногда говорит чересчур наивно (свидетельством тому песня "Все, что нужно..." - из категории моментально приедающихся сентиментальных вещиц), но все же в подавляющем большинстве случаев Бутусову удается правильно расставить акценты. Лучшие моменты "Гудгоры" можно перечислять довольно долго. Это и "Прощай, мой друг" с его нетипичным - обращенным куда-то внутрь себя и далеким от депрессии - надрывом. И "Иду к тебе" - своего рода промежуточный итог богоискательства, неотделимого от последних лет бутусовской жизни: радостный гимн, лишенный какой бы то ни было "зауми" - и потому особенно ценный в наши дни. И, разумеется, титульная песня - мускулистая, пружинистая "Гудгора" - отличный пример "хард-рока", стараниями Бутусова и Каспаряна превращенного в "нечто совершенно иное".

    Гитарист "Ю-Питера", кстати, заслуживает отдельного абзаца с добрыми словами. Новая пластинка - очередное доказательство того, что Юрий Каспарян умеет извлекать из своей белой "Ямахи" и набора "примочек" удивительные сочетания мелодий на любой вкус, будь то цепкие хитовые риффы, лаконичные соло или аккуратная акустика. Этот джентльменский набор, вероятно, выросший из увлечения культовыми группами пост-панка - The Smiths, The Cure, Joy Division и иже с ними - Юрий Дмитриевич положил в основу своего творческого метода еще в советские годы, будучи соратником Виктора Цоя в коллективе "Кино". С тех пор почти ничего (кроме, конечно, уровня мастерства) не поменялось, но это не тот случай, когда хочется вопить: "Перемен!" Гитарный стиль Каспаряна актуален и в наши дни, а сам музыкант по пониманию хорошего вкуса легко заткнет за пояс любого из молодых и "модных" коллег. Впрочем, было бы неправильно "оставить за бортом" еще одного героя "Гудгоры": норвежский остров Йиске, конечно, не записывал музыкальные дорожки и не работал в студии, но явно вдохновил Бутусова и компанию на создание некоторых из песен. Одну из них - "Возьми меня с собой" со словами о "могучем Вестервале" и "полярной звезде, идущей ко дну" - в конце концов, решили посвятить самому острову.

    Все четыре предыдущих альбома "Ю-Питера" - полноценные произведения искусства. Предыдущий, "Цветы и тернии", вышедший целых  пять лет назад, оставлял особенно сильное впечатление. Новый диск более снисходительно относится к слушателю, не устраивая на его сознание такую мощную смысловую атаку, как его предшественник. Похоже, все же отчасти учитывая внешние условия, Вячеслав Геннадьевич рассудил, что сейчас нам всем нужно больше добра и спокойствия. Волшебный фирменный звук "Ю-Питера" и его долгожданного альбома определенно служит их распространению.

    Поделиться