13.03.2015 12:05
    Поделиться

    "Американский снайпер" Клинта Иствуда: агитка под видом кино

    Клинт Иствуд - фигура в мировой культуре настолько заметная и самодостаточная, что любое его действие привлекает особенное внимание. В России заслуженного ковбоя Голливуда тоже ценят и любят. Поэтому даже такой далекий от среднестатистического российского зрителя фильм, как "Американский снайпер" (в российском прокате на днях он вышел как просто "Снайпер"), повествующий о своеобразных подвигах бойца армии США в Ираке, вызвал в нашей стране интерес, едва ли возможный при другом авторстве.
    3.0

    Такое всенародное признание вполне объяснимо: Клинт Иствуд - это как Чак Норрис, только серьезно. Десятки ролей в американских вестернах, каждый из которых уже стал классикой, упоительная итальянская "долларовая трилогия", заткнувшая за пояс весь американский кинематограф, легендарный "Грязный Гарри" и разной ценности боевики - все это сделало актера Иствуда настоящим образцом "крутости" и маскулинного брутального обаяния.

    А затем он зарекомендовал себя как отличный режиссер, сняв великолепную "деконструкцию вестерна" (уж в них-то он точно знает толк) "Непрощенный", замечательную и трогательную драму о звездах "Космические ковбои" и, пожалуй, свой главный шедевр - "Гран Торино". Эти фильмы и сделали Иствуда-режиссера важной фигурой для российского зрителя. Который поэтому с интересом относился и к тем работам мистера Клинта, которые явно рассчитаны на внутренний рынок: к пронизанной чуждым для россиян социальным пафосом "Малышке на миллион", к убийственно сентиментальной драме "Таинственная река" и к куче патриотически ориентированных фильмов с соответствующими названиями, призванных заставлять рядового американца гордиться своей страной и ее миссией - во что бы то ни стало.

    Новая лента - определенно из разряда таких фильмов. Основанный на настоящих мемуарах стрелка Криса Кайла, убившего в Ираке сотни людей, фильм, скорее, представляет собой политическую агитку, чем полноценное художественное произведение. Добротно снятую, с мастерски, хотя и прямолинейно, расставленными акцентами: в умении снимать Клинту Иствуду уж точно не откажешь. А давно всем известная его "республиканская" ориентация предопределила характер фильма - никаких "ненужных" сантиментов и "чуждой" настоящему американскому герою рефлексии. На вопрос о том, задумывается ли он, в кого ему придется целиться и стрелять, будущий герой, не моргнув глазом, отвечает: "Я думаю, мне следует хорошо делать свою работу". Вот и вся философия.

    Разумеется, "политический" и "геополитический" анализ событий - на том же уровне. Прямая связь между терактом в Нью-Йорке и "плохими парнями" в далеком Ираке - аксиома, обдумывать которую американскому богатырю (как и патриотически настроенному режиссеру вместе с его зрителем) некогда. С детства вооружившись нехитрым, но практичным мировоззрением отца - мир исчерпывающе делится на "терпеливых овец", "наглых волков" и "благородных псов", охраняющих первых от вторых, - молодой техасец отправляется "бороться с волками" за тридевять земель. А в военной суматохе на территории чужой и непонятной восточной страны уже как-то не до вопроса - где, собственно, "овцы"? Тем более что вокруг один за другим трагически гибнут товарищи. Зрителю, впрочем, непросто будет искренне сокрушаться по этому поводу, так как раскрыть второстепенных персонажей авторы фильма, в общем-то, не успели, увлекшись кровавыми подвигами своего героя. Да и в самом деле некогда отвлекаться - ведь герой почти сразу после классической "кубриковской" "учебки", превращается в аналог "тарантиновского" "героя нации" - время от времени невольно ждешь кадра, где Кайл между меткими выстрелами вырезает ножом на полу иракского чердака звезды и полосы.

    В одном из лучших своих фильмов - "Гран Торино" - Иствуд создал замечательный образ классического wasp'а (и не так важно, что по сценарию главный герой имеет польское происхождение) "с человеческим лицом". Руководствуясь теми же ценностями американских консерваторов, герой Иствуда в "Гран Торино" наводит порядок на своей улице, задает справедливую трепку "плохим парням" - и в конце концов становится героем и примером для подражания соседей-иммигрантов. Такой консерватизм - даже в отпугивающей нервных ревнителей толерантности "реднековской" оболочке - оправдан и понятен всему миру. Проблемы и непонимание начинаются, когда "плохих парней" американский "хороший парень" начинает находить не на своей улице, а в другой части света. И в результате одни американские "хорошие парни" уже на своих улицах, обезумев, начинают убивать других.

    Поделиться