10.03.2015 20:54
    Поделиться

    Около 200 банков окажутся в зоне риска в конце 2015 года

    Около 200 российских банков окажутся в зоне риска к концу года
    Большинство российских банков способны выдержать новый виток экономического кризиса и низкие цены на нефть. Труднее всего будет примерно 200 кредитным организациям, которые сегодня стоят в рейтингах РФ в седьмой и восьмой сотне. Испытания в экономике поглотят их вместе с долгами россиян к концу 2015 года, прогнозируют эксперты "Российской газеты".

    Почти год назад ЦБ по итогам стресс-теста прогнозировал, что его "подопечные" могут только похвастаться своей устойчивостью. Однако он уточнял, что если баррель "черного золота" подешевеет до 60 долларов, а ВВП упадет на 7 процентов, то все кредитные организации потеряют прибыль. Выходит, новая экономическая реальность почти настигла банкиров.

    Сегодня аналитики и финансовые учреждения склонны к тому, что 2015 год мы все-таки переживем без крупных потерь, а те, которых не избежать, только усилят банковскую сферу. Пока наиболее пессимистичный прогноз озвучил президент Сбербанка Герман Греф: он ожидал, что кризис стартует при нефти по 45 долларов за бочку.

    Сейчас цены на "черное золото" колеблются в районе 58-62 долларов, то есть наметилась тенденция, не предвещающая беды. А ведомства и ЦБ тоже пересмотрели свои прогнозы по уровню падения ВПП: Минэкономразвития ждет показателя минус 3 процента, а агентство Moody s - минус 5,5 процента.

    Кредитные организации при таком раскладе справятся с большинством финансовых угроз, так как ЦБ снизил залоговые требования в 2-2,5 раза, не сомневается доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Василий Якимкин. Это значит, банки получат свежий глоток денег, который позволит им держать под контролем кредиты и депозиты населения.

    "Многие будут работать в убыток, но это не критично, так как идет докапитализация учреждений. Но все 800 банков России не нужны: пройдя через сито кризиса, с рынка уйдет около двух сотен", - прогнозирует он.

    В целом же проследить цепную реакцию на рынке, чтобы понять, что будет с банками, позволяет простейшая логика. Так, снижение ВВП и уменьшение количества выданных кредитов ухудшает финансовое положение заемщиков. Чем меньше платят россияне по своим кредитам, тем больше "плохих" долгов скапливается у банков. Итог - проблемы с капиталом и банкротство организации, а значит, еще больше трудностей на плечах простых людей, подсчитали эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

    Грядущий стресс-тест ЦБ при жесткой процентной политике регулятора покажет, что тяжело переживут экономический кризис более 250 банков в 2015 году, а в 2016-м - 140 банков. При этом около 45 процентов потребностей в финансах придется на 7 банков с госучастием, уверены в стенах ЦМАКП. Как они справятся с "шоками", которые им готовит наступивший год? Сказать однозначно трудно, однако, судя по стресс-тестам в США, которые прошли в начале марта, с ними могут справиться все важнейшие кредитные организации. Правда, там труднее пришлось крупным игрокам. Еще слабее оказалась европейская банковская система, где в октябре прошлого года из 130 банков не справились с условными "шоками" 25.

    "В РФ ситуация сложится противоположенным образом: чем крупнее финорганизация, тем лучше она будет себя чувствовать во время кризиса, так как их поддерживает государство, в отличие от действий США, - рассуждает Якимкин. - А значит, россиянам, которые хранят деньги в проверенных банках, тоже бояться нечего".

    Больше всего вопросов у аналитиков вызывает неопределенность, которую готовит 2016 год. В зависимости от того, введут ли на Западе против РФ новые санкции, которые нацелены на банковский сектор, можно будет просчитать, нанесут ли банкам урон и какого он будет масштаба.

    Однако у России есть козырь: она может прекратить возвращать долги западным странам, сославшись на форс-мажор. В этом случае около 20 банков в еврозоне рухнут по принципу домино, а те потянут за собой и американские. Но такое решение зависит не только от новой экономической реальности, но и от геополитики, заключает эксперт.

    Поделиться