10.03.2015 00:43
    Поделиться

    Крупные компании стали меньше тратить

    Крупные компании стали покупать чаще, но тратить меньше
    Средняя численность электронных закупок в прошлом году выросла на 57% по сравнению с 2013 годом, при этом стоимость одной закупки снизилась на 30%. Операторы отмечают, что темпы роста оборота рынка корпоративных электронных закупок в 2013 году замедлились, а к концу прошлого года при относительном росте численности процедур оборот рынка сократился на 40%. Об этом свидетельствуют результаты исследования "Электронные торговые площадки в России: кто есть кто?", представленного на форуме в Москве.

    "В прошлом году мы прогнозировали, что торможение российской экономики повлияет на рынок межкорпоративной электронной торговли двояким образом. С одной стороны, рост объемов рынка начнет отставать от роста закупок. С другой стороны, ожидалось значительное увеличение клиентской базы ЭТП за счет привлечения новых заказчиков из числа крупных компаний. Прогноз оправдался ровно наполовину", - говорит Дмитрий Миндич, исполнительный директор проекта "ЭТП в России" рейтингового агентства "Эксперт РА".

    Аналитики утверждают, что увеличение количества закупок связано с притоком новых заказчиков на ЭТП и повышением активности заказчиков, участвующих в межкорпоративной электронной торговле. А торможение роста стоимости закупок вызвано сокращением инвестиционных расходов компаний.

    По словам Антона Шибанова, начальника отдела развития закупочной деятельности "Мобильные Телесистемы", не всегда сложные экономические условия могут стать движущей силой к сложному и многозадачному изменению закупок компании. "Так случилось и с МТС в 2009 году, когда кризис стал катализатором изменений в закупках, где новизна была не столько в электронной форме проведения процедур, сколько в фундаментальных изменениях с позиции системы закупок. Это значимые организационные перемены, которые не все компании могут осилить", - говорит он.

    Исследование также показало, что доля компаний, использующих электронные закупки, выросла, но не так сильно, как ожидалось. По мнению Олега Умрихина, генерального директора ЭТП "Tender.Pro", электронные торговые площадки "сняли сливки" в сегменте закупок крупных корпоративных заказчиков. "Рынок действительно насытился такого рода системами. Причем в сегменте крупных компаний в значительной мере. Наша система, по моему опыту, становится необходимой, если в отделе снабжения работает не меньше пяти менеджеров. А крупные компании "второго эшелона" будут подтягиваться, но медленно, поскольку для них это не так интересно", - говорит он.

    Влияние действовавших последние три года драйверов роста рынка услуг ЭТП снижается. Так, например, эффект от принятия 223-ФЗ для роста клиентской базы ЭТП близок к исчерпанию. А вот освоение сегмента МСБ может стать ключевым драйвером развития рынка межкорпоративной электронной торговли на годы вперед. В целом компании МСБ составляют почти 41% от общей численности заказчиков, проводящих закупки на независимых площадках. При этом уровень проникновения услуг ЭТП в этом сегменте ничтожен. "Полного понимания того, какими именно характеристиками должен обладать сервис, способный завоевать этот сегмент, у участников рынка пока нет", - говорит Дмитрий Миндич.

    Сегодня практически все крупные ЭТП заявляют о своей заинтересованности в разработке сервисов для проведения электронных закупок малых и средних заказчиков. "Рынок закупок МСБ очень привлекателен для площадок - многие разрабатывают специальные предложения для малого и среднего предпринимательства. И здесь надо понимать, что малым компаниям не нужна сложная процедура торгов - им важно сделать в два клика запрос, получить основное предложение по рынку, сравнить их в удобной форме и принять решение о покупке", - считает Сергей Габестро, гендиректор "Фабрикант.ру".

    Кроме прочего, аналитики говорят, что развитие сегмента электронных закупок малого и среднего бизнеса приведет к появлению на рынке услуг ЭТП новых крупных игроков.

    Поделиться