06.03.2015 00:00
    Поделиться

    Дмитрий Пегов: Езжу на метро каждый день

    Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов: Мы повернулись лицом к пассажирам
    Около 9 миллионов в день перевозит столичная подземка. В час пик, который растягивается часа на три каждым утром и каждым вечером, москвичи едут, прижавшись спина к спине так тесно, что не вздохнуть. Потом идут по длинным переходам, ломая голову, где же эта улица, на которую надо выйти? Ни стрелки, ни другого какого указателя... "Да видит ли кто-нибудь у них в метро, что тут происходит?", - невольно приходит мысль... С этого вопроса и начался "Деловой завтрак" в "РГ" с Дмитрием Пеговым, начальником Московского метрополитена, заступившим на эту должность 22 июля 2014 года, после самой страшной аварии в истории метро, в которой погибли 23 человека.

    К пуговицам претензии есть?

    Дмитрий Владимирович, вы сами-то ездите на метро?

    Дмитрий Пегов: Езжу. Каждый день.

    И в час пик тоже?

    Дмитрий Пегов: И в час пик.

    Зачем? У вас же персональная машина есть!

    Дмитрий Пегов: Ну и что? На метро быстрее, удобнее. Я и раньше ездил. Разница лишь в том, что теперь мне нужно еще и видеть работу метрополитена изнутри, оперативно реагировать на любые недочеты. Мои заместители и начальники служб тоже ездят на работу и с работы на метро.

    И что это вам дает?

    Дмитрий Пегов: Много полезного открыл для себя. Например, еще раз убедился в том, что метрополитен должен работать не сам для себя, а для пассажиров. Казалось бы, аксиома для любого транспортного предприятия. А между тем с изумлением узнал, что в Московском метро нет пассажирской службы.

    А это важно?

    Дмитрий Пегов: Конечно. Спрашиваю: почему на этой станции столько турникетов, а на этой столько? Во сколько буква "М" загорается на павильонах? Кто ее включает и вообще зачем она горит? Сколько касс с утра открывается? Почему новый автомат по продаже билетов поставили прямо на пути у пассажиров, перед самым входом? Говорят, розетка рядом была... Ну, а если у вас дома единственная розетка находится в ванной, новый холодильник там и поставите? Пожимают плечами, как и в ответ на все остальные вопросы.

    А вы?

    Дмитрий Пегов: Создал пассажирскую службу. Пока из пяти человек. Полностью укомплектовать еще не успел. Укомплектую. Опишем весь технологический процесс работы. Это было первое, что я сделал, когда мне поручили пассажирские перевозки от Сочи до Красной Поляны во время Олимпиады. Получился здоровый талмуд, в котором четко прописано, как это должно быть и кто за что отвечает. В метрополитене этого нет, есть отдельные бумаги для каждого подразделения. В общем, как у Райкина: рукава крепко пришиты? Крепко. И пуговицы - насмерть. Ну а что пиджак надеть нельзя, так кто ж виноват в этом? Вот и у нас. Вроде и подвижной состав работает, и дежурные по станции дежурят, а что пассажирам некомфортно под землей, ну что тут поделаешь? Напишут жалобу - получат ответ. Говорят, так всегда было. Но ведь если и было так в 1935 году, кто сказал, что и в 2015-м должно быть? Когда-то надо повернуться к людям?

    Почему опаздывает поезд

    Пассажиров больше всего волнуют задержки поездов. Почему они возникают? Вы знаете?

    Дмитрий Пегов: За все опоздания поездов более чем на 10 минут мы отчитываемся перед департаментом транспорта города. Причин -комплекс. Статистика в рабочую неделю примерно такая: 1-2 задержки - из-за суицида, от 2 до 4 - по техническим причинам, то есть из-за неисправности поездов или некачественно выполненного ремонта. Чем больше меняем подвижной состав, тем меньше он ломается. За последнее время опозданий из-за неисправности поездов стало вдвое меньше. И будет еще меньше, так как правительством Москвы поставлена задача к 2020 году полностью обновить парк. К тому же поезда закупаем сейчас по контрактам жизненного цикла. Следить за их состоянием на протяжении 30 лет - это и есть жизненный цикл поезда - будет завод-изготовитель. Для этого ему придется иметь всю линейку запасных частей, которые могут потребоваться для их ремонта. Сейчас же мы находимся в ситуации, когда у нас еще ходят поезда типа "Еж", срок эксплуатации которых по ГОСТу 50 лет, а некоторых запчастей к ним нет уже давным-давно, как и оборудования, на котором их можно изготовить. Вот и приходится за счет списания одних поездов ремонтировать другие. При контрактах жизненного цикла такой ситуации никогда не возникнет.

    Контракты жизненного цикла вы начали заключать до кризиса. Сейчас заводы-поставщики от них не отказываются?

    Дмитрий Пегов: Нет. Идет активная работа рабочей группы метрополитена и изготовителей по выработке концепции, какой должна быть каждая новая серия подвижного состава - с каким тяговым приводом, автотормозной системой, системами жизнеобеспечения и управления и т. д. Цель - чтобы каждый новый поезд был лучше предыдущего. Правда, нужно еще, чтобы и пассажиры перестали ломать поезда - сейчас они нередко выходят из строя по их вине. Ломают двери, их механизмы... Машинисту ничего не остается как высадить пассажиров и ехать в депо.

    А сколько мусора порой оставляют в вагонах пассажиры! Мне эта ситуация крайне не нравится. В Сочи у меня в каждом поезде была уборщица, и ни один состав не снимался на уборку во время эксплуатации. Здесь я вижу другой выход: создать мобильные бригады, которые будут приводить поезда в порядок в оборотных тупиках, либо часть их будет базироваться в районе Кольцевой и выезжать по вызову к конкретному составу. Скоро пройдет новый конкурс по выбору клининговых компаний, и мы постараемся полностью поменять идеологию уборки метрополитена.

    Весна на улице. Скоро в метро будет снова жарко. С кондиционерами проблема решилась? Что-то они все время в новых поездах выходили из строя...

    Дмитрий Пегов: При внедрении системы кондиционирования на подвижном составе метрополитен столкнулся с определенными трудностями. Пыль в тоннелях очень быстро забивает фильтры. Этой зимой мы развернули глобальную программу по доработке кондиционеров и устранению этих проблем. В новых вагонах попытаемся сделать схему, чтобы даже если в процессе работы отказал кондиционер, свежий воздух в вагон поступал, скажем, через заслонки в крыше. По мне так пусть лучше будет плюс 27 в вагоне и столько же на платформе. А у нас что получается? Воздух в вагоне остудим до 22-24 градусов, человек выходит на станцию - а там 32... Такие перепады никому не на пользу. А они неизбежны, так как тоннели даже глубокого заложения в последние годы так прогрелись, что за зиму не успевают остыть. Когда же мы ставим в поездах кондиционеры, они тоже выделяют тепло и дополнительно нагревают тоннель. Кстати, по этим причинам медики зачастую выступают против кондиционирования воздуха в метро. Правда, город эту теорию пока не поддерживает, поэтому будем налаживать бесперебойную работу кондиционеров.

    Машинистом надо родиться

    Не можем обойти вопрос о безопасности. Страшная авария произошла, говорят, потому, что стрелочник проволокой закрепил какую-то стрелку. А в январе этого года машинист выехал на встречную полосу в метро. Когда обсуждался этот случай, представитель профсоюза заявил, что причина этого в том, что люди в Московском метрополитене полноценно не отдыхают, работают на износ. Это правда?

    Дмитрий Пегов: Месячная норма работы машинистов и все правила, по которым она должна быть организована, у нас строго соблюдаются. Что это значит? Если машинист отработал 7 с половиной часов, то и отдохнуть после этого он должен не менее 12 часов, и только тогда может заступить на следующую смену. Дело в другом. Интенсивность работы в метро несоизмерима даже с железной дорогой. Уж я-то это знаю - сам проработал 8 лет машинистом электропоезда и еще три года потом - инструктором по вождению пригородных поездов. На железной дороге машинист скоростного поезда должен отъездить 140 часов в месяц. А машинист метро - месячную норму обычного человека. При его-то нагрузке - под землей, где каждые 3-5 минут остановка, тысячи пассажиров за спиной... Как все это сказывается на нем? Спросить не у кого, так как машинисты до сих пор проходят медкомиссию по приказу, изданному еще в конце 80-х годов. Авиакомпании за это время уже поменяли свои документы, по которым за ними осуществляется контроль, железнодорожники тоже поменяли. И только машинисты метро работают по старым правилам. Я убежден, что нагрузка на них должна быть снижена. Но это слова, а для того, чтобы это подтвердить, нужно провести исследования, нужен постоянный медицинский контроль за машинистами. А его с тех пор, как метрополитен вышел из подчинения МПС, не было. И только мой предшественник Иван Сергеевич Беседин возродил медицинскую службу метро, а я, продолжая его дело, восстановил производственных терапевтов, которые должны следить за здоровьем всех машинистов с момента прохождения ими врачебно-экспертной комиссии при устройстве на работу и до выхода на пенсию. Чтобы понимали, что стоит за тем, что у человека сегодня давление скакнуло до 190? Устал просто или ему уже до инфаркта рукой подать?

    Хорошо, что Иван Сергеевич восстановил и институт психологов. Они могут еще на стадии предварительного отбора объяснить, что такой напряженный график, как в метро, технические задания, инструктажи, жесточайшая дисциплина, явка в пять часов утра под силу далеко не каждому, кто прочел объявление: "Требуются машинисты" и пошел устраиваться на работу. Это помогает человеку избежать разочарований, а метрополитену - впустую не тратиться на подготовку кадров, которые все равно не будут работать. Неслучайно из 100 пришедших половина отсеваются за первые два-три дня знакомства с профессией, из оставшейся половины к началу обучения остается 25-30 человек.

    Спрашивайте - отвечаем

    Среди ваших нововведений еще одно - информационная стойка на станции метро "Комсомольская". С какой целью вы ее поставили?

    Дмитрий Пегов: Каждый день в столицу приезжает из разных регионов страны и других стран более 3 миллионов человек. Почти все они первым делом спускаются в метро. И что видят? Таблички дежурных у эскалатора: "Справок не даем". А кто дает? Ну, к кому приезжим обратиться с вопросом как проехать в зоопарк? Как добраться с Ленинградского до Курского вокзала? И так далее. Спрашивают у прохожих и натыкаются на таких же только что приехавших в Москву людей. Я считаю, что метро - город под землей, который должен быть неразрывно связан с основным городом. Поставили стойку на "Комсомольской" - и только за январь получили 25 тысяч вопросов! Это ли не показатель востребованности службы? Сейчас команда, которой поручено заниматься ее развитием, анализирует все остальные станции с пассажиропотоком более 100 тысяч человек в сутки. Следующие информационные стойки поставим в самые востребованные места.

    Письмо читателя: "Был зимой в Питере впервые за последние 20 лет. С интересом прокатился на местном метрополитене. Понял, что он намного опередил московскую подземку по чистоте и красоте переходов и вестибюлей. А главное, информативность питерских станций не идет в сравнение с нашими московскими. Везде есть стрелки, указатели, показывающие где выход, а где переход. Не планируете ли вы перенять опыт санкт-петербуржцев?"

    Дмитрий Пегов: Планируем. Опытный проект новой навигации в Москве уже развернут с минувшей осени на станциях "Кузнецкий Мост", "Лубянка" и "Текстильщики". Скоро будет конкурс на обновление навигации во всем метро. Везде в течение 2016 года поменяем ее с учетом новой концепции и новых требований. Цель их - оформить станции и переходы так, чтобы человеку было проще ориентироваться.

    Не так давно власти Лондона заявили, что некоторые линии лондонской подземки станут круглосуточными. Будет ли Москва перенимать этот опыт?

    Дмитрий Пегов: Пока не планируем, в противном случае мы лишимся времени на технологические ночные работы, которые необходимы для безопасности метро.

    Еще одно пожелание читателей: нельзя ли монотонные объявления из серии "будьте вежливы, уступайте места" разнообразить, например, рассказами о культурных памятниках, расположенных возле данной станции, к нам же приезжает много туристов?

    Дмитрий Пегов: Думаю, что это проблематично и вот почему: в пути следования этот рассказ все равно не будет слышно из-за сильного шума. Кроме того, на остановках у нас слишком короткий промежуток времени между объявлением "Станция такая-то" и "Осторожно, двери закрываются". Если это время увеличить, то увеличится и общее время стоянки, что существенно скажется на графике движения поездов, так как машинист не имеет права закрыть двери до того, как прозвучит фраза: "Осторожно, двери закрываются". Этого мы тоже не можем позволить себе. Если поезда будут ходить реже, комфорта будет еще меньше.

    "Но без рекламных-то щитов вы можете обойтись? - спрашивают читатели "РГ". - Ведь эта безвкусица просто уродует наш метрополитен?

    Дмитрий Пегов: Доходы любого транспортного предприятия формируются из выручки от продажи билетов, так называемых небилетных доходов и субсидий государства. Реклама помогает нам гасить часть затрат на электроэнергию, амортизацию, зарплату. Каждый год она приносит в бюджет метро около 3 млрд руб. Можно, конечно, обойтись и без нее, и без киосков в переходах. Доходы это сократит, а вот расходы никуда не денутся. А реклама, между прочим, помогает еще и сдерживать рост тарифов в наше непростое время.

    Но насколько удачное время выбрано для замены ларьков? Москва сейчас живет по антикризисному плану, а новые ларьки будут приобретаться за счет бюджета города!

    Дмитрий Пегов: Новые торговые павильоны будут сданы в аренду в полтора раза дороже. Желающие арендовать их есть. Да и на станции "Новокосино", где их уже установили, ничего не пустует. Сейчас демонтированы старые павильоны на станциях "Марьино" и "Варшавская", после них поэтапно произойдет замена и на других станциях. В конечном счете это поможет городу снизить дотационную составляющую для содержания метро.

    Визитная карточка

    Дмитрию Пегову, одиннадцатому по счету начальнику Московского метрополитена, 41 год. Он родился в Самаре. Образование получил в Санкт-Петербурге, окончив государственный университет путей сообщения. Там же начал работу на железной дороге сначала помощником, а затем машинистом электропоезда. Участвовал в запуске первых скоростных поездов "Сапсан" и "Ласточка", с 2010 года возглавлял Дирекцию скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД". В 2014-м году возглавил столичный метрополитен после того, как в отставку был отправлен его предшественник Иван Беседин.

    Поделиться