05.03.2015 09:48
    Поделиться

    Астраханский театр поехал в Москву со своими шубами и балконом

    На сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в рамках российского национального фестиваля "Золотая маска" представлен спектакль Астраханского государственного театра оперы и балета.

    Своих "Онегиных" заявляли на участие в "Золотой маске" сразу несколько весьма известных театров. Говорят, это даже вызвало предложение учредить отдельную онегинскую номинацию. Но жюри идею не поддержало и выбрало "Евгения Онегина" в постановке астраханского театра. Он боролся за победу сразу в четырех номинациях: опера-спектакль, опера - работа режиссера, работа художника в музыкальном театре, работа художника по свету в музыкальном театре. Саму постановку отличает целый ряд экспериментов, главный из которых - эффект отсутствия всяких экспериментов.

    - Помните, как начинается роман? "Не мысля гордый свет забавить…" Сколько раз забавляли свет "Евгением Онегиным"! Какие только трансформации ни претерпел он на сценах всего мира. Мы не стали ничего выдумывать, - говорит режиссер-постановщик Константин Балакин.

    Астраханцы доверились Чайковскому и представили лирические сцены - именно таково было авторское обозначение жанра этой оперы.

    Действительно, после премьеры весной 2014 года критики отмечали, что этот спектакль - подарок скептикам, отчаявшимся увидеть любимого "Евгения Онегина" в заданных авторами условиях, как "энциклопедию русской жизни" XIX века. Милая деревенская усадьба и надменный Петербург не превратились в инопланетные цивилизации, и письмо Татьяна пишет - да, пером, а не на ноутбуке или печатной машинке.

    Но, конечно, спектакль не нашел бы отклика у искушенных зрителей, если бы он был скроен по тем лекалам и из тех материалов, которыми театр пользовался во времена Пушкина и Чайковского. При полной луне в окружении зеленой листвы героиня склоняется над белым листом бумаги. Хрестоматийная сцена. Но создается она самыми современными, не применявшимися прежде средствами. Художник Елена Вершинина придумала новую технологию изготовления декораций, расписав 500 метров прозрачного пластика, добавив еще видеопроекцию и создав в итоге живописно-акварельную атмосферу.

    Для максимального сближения изобразительного и музыкального ряда режиссер и художник убрали в зрительном зале несколько рядов кресел, вынесли часть подмостков на просцениум, вписав оркестрантов в действие. Активно используется нижняя механика сцены, благодаря которой перед зрителями появляется река с лодкой, "вырастает" усадебный дом с балконом.

    - Когда мы узнали, что "Евгений Онегин" попал в шорт-лист конкурса "Золотая маска", то первой мыслью стало: как мы его повезем? - вспоминает пресс-секретарь астраханского театра Екатерина Гвоздюк. - Этот спектакль настолько привязан к уникальным возможностям сцены астраханского театра, что мы думали, что он "невыездной".

    В итоге выяснилось, что театр им. Станиславского и Немировича-Данченко один из немногих в столице, где есть технические возможности для воспроизведения астраханского "Евгения Онегина". И балкон, и многочисленные "живые" декорации вместе с тремя сотнями костюмов (хор в течение спектакля переодевается трижды, в том числе в шубы) доставлены в Москву. Чтобы работать и на сцене и за сценой, из Астрахани отправился большой десант, 180 человек.

    Мнение зрителя

    - Постановка классическая, можно сказать, нарочито классическая. И при этом не выглядит так, будто на нее осела пыль веков - тут есть свежесть и непосредственность. Любопытная трактовка, такой мы еще не видели. Великолепная сценография! К сожалению, спектакль гораздо интереснее визуально, чем музыкально, но поскольку номинирован "Евгений Онегин" на премии за работу режиссера и художников, мы от души желаем ему удачи.

    Поделиться