04.03.2015 20:20
    Поделиться

    Минфин предложил не индексировать зарплаты бюджетникам

    Минфин предлагает сократить расходы федерального бюджета в этом году на 1,9 процента
    Сокращение расходов федерального бюджета на 2015 год будет более мягким, чем предполагалось еще в январе. Расходы снизятся только на 298 миллиардов рублей, или на 1,9 процента. Однако дефицит бюджета возрастет более чем в шесть раз и составит 2,76 триллиона рублей. Он будет покрыт главным образом за счет Резервного фонда.

    Это следует из проекта поправок в закон о бюджете, который минфин опубликовал для общественного обсуждения. В четверг они должны быть рассмотрены правительством и в течение недели внесены в Государственную думу. Поправки учитывают новый социально-экономический прогноз на этот год. Напомним, теперь ожидается, что инфляция составит не 5,5, а 12,2 процента в этом году, а ВВП упадет на 3 процента.

    Поправки предусматривают отказ от индексации зарплат госслужащих, сотрудников органов внутренних дел, ФСИН, ФСКН, военнослужащих, пожарных, таможенников и судей. В минфине считают, что таким образом можно не только сэкономить расходы бюджета, но и не стимулировать потребление импортных товаров и тем самым снизить инфляцию.

    Зарплаты в бюджетном секторе достаточно сильно росли в последние годы, это было одним из драйверов роста зарплат по экономике в целом, что в результате играло против ее конкурентоспособности, считает Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института экономической политики имени Гайдара. "Поэтому мы согласны, что сейчас не нужно наращивать зарплаты бюджетникам", - говорит он. Однако фискальный эффект от этой меры, по его мнению, будет незначительным, экономия небольшая.

    Другой позиции придерживается замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. "Замораживая зарплаты, мы ускоряем падение спроса населения, а сейчас нет другого способа поддержать экономику, кроме повышения внутреннего спроса", - уверен Широв.

    Что касается влияния индексации на потребление импорта, то, по словам экономиста, состоявшаяся девальвация рубля уже по меньшей мере на два года защитила внутренний рынок от импортных товаров. По итогам года он упадет на 15-20 процентов, и индексация не смогла бы повлиять на этот расклад.

    В укрупненном межведомственном разрезе (распределение ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов) в "лидерах", как и ожидали эксперты, расходы на национальную экономику. Они сократятся на 10,5 процента.

    "Это проциклическая политика: падает экономика, мы снижаем расходы. Но она должна принять контрциклический характер. Государство обязано оказать поддержку на наиболее существенных направлениях, частично заместить выпадение ресурсов, которые идут на оборотный капитал и инвестиции", - говорит Александр Широв.

    1,7 триллиона рублей останется в Резервном фонде к концу года. За этот год из него дополнительно потратят 3,17 триллиона рублей

    С тем, что сокращение расходов на экономику может стать, скорее, проциклическим фактором, усугубляющим спад, согласен Сергей Дробышевский.

    По словам Александра Широва, у минфина было бы больше аргументов сокращать расходы на экономику, если ожидать затяжного кризиса. Но сейчас наметились признаки оживления в отдельных секторах. Глава минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что ВВП России вернется к росту уже в следующем году. Кроме того, полагает Широв, оценки минфином объема выпадающих доходов в этом году чересчур пессимистичны, в реальности они будут на триллион рублей меньше, и ужиматься так сильно не стоит.

    Из крупнейших разделов расходной части бюджета существенные сокращения также предусмотрены в сферах национальной безопасности и правоохранительной деятельности (на 10,3 процента), национальной обороны (на 5,4 процента). Меньше всего (на 2,3 процента) сократятся общегосударственные расходы, включающие затраты на высшие органы власти, судебную систему и международные отношения.

    При этом увеличатся, и существенно, расходы по двум разделам бюджета: "Социальная политика" (на 11 процентов) и "Обслуживание государственного и муниципального долга" (на 30 процентов).

    Первое объясняется тем, что индексация пенсий и пособий будет произведена по фактическому, а не прогнозному уровню инфляции за прошлый год, второе - увеличением затрат на обслуживание внешнего долга в связи с девальвацией рубля. Последнее, кстати, вызовет и рост расходов, связанных с зарубежными визитами официальных делегаций, деятельностью иностранных представительств и так далее.

    Соответствующие изменения сделаны в расходах бюджета в ведомственном разрезе и по федеральным целевым программам. Минприроды, например, должно будет ужаться на 18 процентов, во многом за счет природоохранных мероприятий. Ассигнования министерству экономического развитию сократятся на 12,2 процента, минпромторгу - на 10,9 процента, министерству транспорта - на 9,6 процента, министерству энергетики - на 9 процентов.

    Но больше всего испытаний выпало на долю Росавиации. Агентству предстоит сократить расходы на 30,8 процента, прежде всего за счет строительства и развития аэропортов. Драматичным этот год будет и для министерства строительства и ЖКХ (минус 14 процентов), что связано с сокращением финансирования ФЦП "Жилище".

    Среди ведомств экономического блока наименьшие сокращения ожидают министерство сельского хозяйства (на 1,7 процента). Сравнительно ненамного урезаны сметы министерства образования и науки (на 4,9 процента) и минздрава (на 4,5 процента).

    Ситуация быстро меняется, и понятно, что далеко не все перечисленные параметры можно считать окончательными.

    При выборе расходных статей для сокращения расходов госказны следует руководствоваться не только критериями эффективности в краткосрочной перспективе, но и задачами обеспечения долгосрочного развития экономики страны, считает директор Центра финансовой политики Финансового университета при правительстве Вадим Понкратов. Этой цели служат программы блока "Инновационное развитие и модернизация экономики", который особенно важен в условиях курса на импортозамещение.

    Кроме того, для поддержания занятости населения необходимо в полном объеме сохранить как минимум три госпрограммы, поддерживающих трудоемкие отрасли экономики - "Развитие транспортной системы", "Воспроизводство и использование природных ресурсов" и "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", подчеркивает Вадим Панкратов. Последняя является стратегически важной, так как призвана обеспечить продовольственную безопасность страны.

    Поделиться