03.03.2015 12:19
    Поделиться

    В СЗФО одобрили введение сбора с большегрузных машин

    На федеральных трассах собираются ввести плату за проезд машин весом свыше 12 тонн

    Порядка 70 процентов дорог Северо-Западного федерального округа требуют реконструкции и ремонта.

    Чтобы поддерживать такую протяженную сеть, необходимо серьезное финансирование. Его же не хватает. Дорожному фонду тяжело справляться с проблемами, которые тянутся еще с 70-х годов прошлого столетия. С тех пор некоторые покрытия практически не ремонтировались, лишь латались. Исключение составляют федеральные трассы, которые есть в каждом регионе СЗФО. На их содержание деньги выделяются из бюджета России. Однако и эти дороги подвергаются опасности, они разбиваются автомобилями весом свыше 12 тонн. Ущерб, наносимый большегрузами российским дорогам, огромен: лишь за один год он составляет около 2,6 триллиона рублей.

    В Вологодской области, например, чаще всего разрушают асфальт машины, перевозящие руду, строительный щебень и другие тяжелые и объемные материалы. При этом грузоотправители, чтобы экономить время и деньги, предпочитают осуществлять перевозки на автомобилях, а не по железной дороге. По данным государственного научно-исследовательского института "СоюздорНИИ", воздействие на трассу от прохождения самосвала грузоподъемностью восемь тонн в 20 тысяч раз больше, чем от среднего легкового автомобиля. По дорогам же всех уровней едут большегрузы грузоподъемностью 30 и более тонн.

    Ущерб, наносимый большегрузами российским дорогам за год, составляет около 2,6 триллиона рублей

    Поэтому правительство и планирует ввести плату за проезд по федеральным трассам грузовиков весом больше двеннадцати тонн. Стала известна и предварительная сумма - 3,7 рубля за километр. При этом сам механизм взимания платы намерены реализовать в рамках государственно-частного партнерства. Как отметил глава "Росавтодора" Роман Старовойт, предполагается, что на протяжении 50 тысяч километров некоммерческих федеральных трасс установят 481 рамку. Когда фуры будут проходить через них, со счета транспортной компании или водителя, за которым они закреплены, спишут деньги за километраж в режиме реального времени.

    - Система будет работать на основе ГЛОНАСС. Владельцу автомобиля бесплатно выдадут специальное устройство, в котором датчик зафиксирует общий маршрут его движения по федеральным трассам, - прокомментировал корреспонденту "РГ" заместитель председателя государственного комитета по транспорту Карелии Алексей Марков. - Подобная проблема очень актуальна для автодорог республики. У нас только две тысячи километров асфальтобетонных покрытий, остальные - гравийные и даже грунтовые. Среди них есть и бывшие лес-промхозовские дороги. Можно представить, в каком они состоянии.

    В республиканском комитете по транспорту добавили, что сейчас на федеральном уровне рассматривается вопрос введения платы для большегрузов и на дорогах регионального значения. В Карелии основная сеть построена под нагрузки до шести тонн на ось. Поэтому 12-тонники наносят серьезный вред дорогам. При этом ежегодно ремонтируется порядка 60-70 километров, а необходимо в несколько раз больше. Если же плата будет введена и на региональных дорогах, то это, несомненно, скажется на улучшении их состояния. Все собранные средства направят на ремонт и содержание карельских дорог, и перевозчик это обязательно почувствует.

    - Плата за использование трасс приведет и к оттоку грузов на железнодорожные рельсы, что является положительным моментом, - уверен Алексей Марков. - Появится баланс в перевозках. Хочу сказать и о тарифе. Он не должен быть максимальным, ведь это повлечет за собой удорожание товаров. Нужно выработать механизмы, приемлемые как для перевозчиков, так и для экономики регионов. Возможно, стоит взять за основу зарубежный опыт, где плата зависит от типа грузовика, года выпуска, его влияния на экологию. Это будет стимулировать перевозчиков приобретать современные автомобили.

    Как прогнозируют эксперты, только в результате реализации проекта по сбору денег с грузовиков весом 12 тонн и больше удастся пополнить казну от 41 миллиарда рублей в 2016 году до 69 миллиардов рублей в 2025-м. Дополнительные вливания в федеральный Дорожный фонд составят 50 миллиардов рублей в год.

    Но для того чтобы внедрить плату на дорогах, нужно совершенствовать систему весового контроля на магистралях. Большой опыт в данной сфере имеет Архангельская область. Совсем недавно здесь приобрели новый современный передвижной пост весового контроля на базе автомобиля "Мерседес-Спринтер". Сегодня в арсенале Региональной транспортной службы уже шесть мобильных пунктов. А вообще, в Поморье в прошлом году выдали 2593 специальных разрешения на перевозку тяжеловесных грузов на сумму свыше 14 миллионов рублей. При проверке же автомобилей выписали 347 актов о превышении установленных ограничений, штрафы составили 34,7 миллиона рублей.

    А как у соседей?

    В Новгородской области от колес большегрузов страдают местные дороги, которые находятся в районе строительства федеральной трассы М11 Москва - Санкт-Петербург. И хотя подрядчики М11 проводят работы по восстановлению разбитых дорог, жители близлежащих населенных пунктов все равно жалуются на ямы и колдобины. К примеру, в прошлом году грузовики привели дорожное полотно в районе Окуловки, Боровичей, Любытино и Малой Вишеры в состояние, которое специалисты оценивали как не совсем пригодное для движения.

    В ситуацию пришлось вмешаться прокуратуре. Минувшим летом ведомство устроило проверку соблюдения законодательства в части сохранности автомобильных дорог. Как выяснилось, не все перевозчики, в том числе работавшие при строительстве трассы М11, получали специальные разрешения на провоз грузов. Больше всего нарушений было выявлено в Окуловском районе, виновники заплатили административные штрафы.

    Сейчас в правительстве области хотят откорректировать перечень региональных дорог, задействованных при возведении федеральной автомагистрали, и включить в него трассы, по которым осуществляется массовая перевозка нерудных материалов из карьеров. Тогда эти дороги тоже можно будет восстанавливать за счет строителей М11.

    - Решая важную государственную задачу по возведению скоростной автомобильной трассы, необходимо в то же время соблюдать интересы Новгородской области, ее жителей, - подчеркнули в правительстве региона. - Важно сохранить существующую сеть автомобильных дорог регионального и местного значения.

    Поделиться