03.03.2015 00:40
    Поделиться

    Россияне начали приобщаться к культуре потребления экопродуктов

    Российский потребительский рынок испытывает дефицит органических продуктов питания, косметики и товаров для ухода за домом. По оценкам экспертов, спрос на такую продукцию превышает предложение во всех группах товаров. В среднем каждый житель США в год приобретает органическую продукцию на 110 долл., каждый россиянин - на 1 долл. Ежегодный рост рынка органической продукции в России в последние три года колеблется в пределах 5-10%. В 2015 году объем рынка органики в России, по прогнозам агентства Euromonitor International, может составить 4,8 млрд руб.

    Конечно, нам еще далеко до жителей Калифорнии, где все буквально помешаны на здоровом образе жизни, а в каждом супермаркете можно купить уже отделенные от желтков белки куриных яиц, к тому же произведенные на экоферме. Но россияне уже стали проявлять интерес прежде всего к экологичной косметике, бытовой химии и продуктам питания.

    Для России этот рынок начался с импорта. Лидирующие страны по экокосметике - Германия, Франция, Англия, США. По экотоварам для дома - Бельгия, Германия, США. В последнее время появилось много корейских и японских товаров, но они не совсем подходят под категорию "эко", скорее это просто более безопасные и концентрированные средства для дома и косметика, но не всегда полностью натуральные.

    В Европе и Америке "зеленый" рынок существует уже давно, и есть свои признанные лидеры, без которых не обходится ни один экоориентированный супермаркет. Для того чтобы стать жизнеспособной, марка должна быть не только экологичной, этичной и натуральной, но и эффективной. На таких марках и строится экорынок. Сейчас все ключевые игроки уже присутствуют на российском рынке. Кроме того, появилось много российских производителей, которые стараются конкурировать с зарубежными продуктами. "Наибольшим спросом пользуются детская косметика и экологические средства для дома. Чаще всего именно для детей начинают покупать все органическое, опасаясь аллергии и заботясь о здоровье, а также о хорошей атмосфере дома. Попробовав что-то действительно качественное, не просто экологическое и натуральное, люди уже не хотят от этого отказываться, - говорит Дина Рекунова, сооснователь проекта Ecoway и магазина bezhimii.ru. - Зачастую люди могут отказаться от лишней игрушки или какой-то вещи, но от средств для дома не отказываются. В нашей стране экологичное средство зачастую лучше подходит малышам, чем то, на котором стоит пометка "для детей".

    Конкуренция на рынке экокосметики существует, но она не такая агрессивная, как в обычной потребительской среде. "Дело в том, что те же экологически чистые крем или шампунь не содержат токсичных консервантов, отдушек или стабилизаторов. Соответственно срок хранения таких продуктов меньше, поэтому реализовывать их нужно гораздо быстрее, часто они не так вкусно пахнут "жасмином", такие товары сложнее транспортировать, например многие из них нельзя подвергать глубокой заморозке", - говорит Андрей Искорнев, генеральный директор клиники Platinental.

    Другой большой пласт экопродаж- органические продукты питания. Cпрос на них растет каждый год. И даже в кризис он не упал. Согласно исследованию компании "Ромир" 58% россиян готовы покупать именно органические продукты питания и платить за них больше.

    Как сообщает Союз органического земледелия, 21% населения России хорошо знает, что такое органические и экологически чистые продукты питания и стремится покупать именно их. Из них 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - те, кто по состоянию здоровья вынужден есть здоровую еду, 10% - сегмент luxury, 5% - люди, для которых органика - дань моде. Cегодня рынок органических продуктов питания находится в стадии активного формирования. По данным сельскохозяйственного представительства США в России FAS USDA, объем российского рынка сертифицированных экопродуктов в конце 2013 года составил 148 млн долл. (0,15% от всех продуктов питания).

    "Более 90% этих продуктов, к сожалению, импорт. Однако это официальная статистика. В России до сих пор отсутствует нормативно-правовая база в сфере органического сельского хозяйства, отсюда и расхождения, что считать такой продукцией. По факту многие отечественные мелкие и средние фермеры производят ту же самую органическую продукцию, но не сертифицируют ее. После принятия закона, технического регламента и нацстандарта на органическую сельскохозяйственную продукцию они выйдут из тени, и рынок может вырасти до 300 млн долл. и больше", - говорит Яков Любоведский, исполнительный директор Союза органического земледелия.

    По словам Андрея Молева, президента холдинга "АгриВолга", органическая сельскохозяйственная продукция на Западе на 20-30% дороже аналогичной, но без маркировки "органик". В России этот разрыв в цене больше. "Эти искажения связаны с неразвитостью рынка и отсутствием культуры потребления органических продуктов. Как только рынок станет развитым и более конкурентным, то разница в цене станет не столь существенной", - отмечает Молев. По его словам, индустриальное сельское хозяйство необходимо, оно удовлетворяет массовый спрос. И точно так же органическим производством нужно удовлетворять не столько элитный, сколько осознанный спрос.

    Самые крупные рынки органики в мире это США (29 млрд долл.), Франция (9,2 млрд долл.) и Германия (5,2 млрд долл.). Всего под органическое производство в мире сельхозпроизводителями отдано 37,2 млн га земель. Самые крупные "органические земледельцы" - Австралия с 12,8 млн га, Аргентина с 3,8 млн га и США с 1,9 млн га. Собственные законы об органическом сельском хозяйстве есть в более чем 84 странах. Европейский рынок стабильно прирастает на 15-20% каждый год. Рост мирового рынка органической пищевой продукции замедлится, когда займет 25-30% рынка продовольствия в мире.

    Быть потребителем экопродукции в России - это работа. Нужно уметь читать этикетки, разбираться в маркировках, свидетельствующих о наличии нужных сертификатов, постоянно обновлять свой багаж знаний на эту тему. Тем более что у натуральных брендов в большинстве своем довольно слабый маркетинг.

    По словам Татьяны Михайленко, редактора портала LiveOrganic.ru, российский потребитель в большинстве своем не готов разбираться в этом вопросе. Многие считают, что информация о вредных косметических ингредиентах - это очередная страшилка, поэтому не стоит обращать на нее внимания. "Да, высокая стоимость действительно качественной экокосметики часто останавливает людей. Многие уже обожглись на маркетинговых уловках не вполне добросовестных производителей, разочаровались в идее натуральной косметики и повторно вникать в тему уже не хотят", - говорит Михайленко.

    Ориентиром в этой непростой теме могут стать международные сертификаты. "В косметике это, например, Ecocert, USDA, BDIH. В продуктах питания - Agriculture Biologique, EU Organic Bio, Soil Association. Если вы видите эти или другие международные сертификаты на упаковке, то можно смело доверять производителю и приобретать продукты, - советует Николай Куроедов, генеральный директор online-гипермаркета натуральной косметики, химии и экопродуктов organity.ru. - На импортируемых продуктах они присутствуют".

    Потребителю экопродукции нужно уметь читать этикетки, разбираться в маркировках, постоянно обновлять свой багаж знаний на эту тему

    Добросовестные российские производители также стремятся сертифицировать собственную продукцию, но это приводит к удорожанию продукта на полке. Поэтому позволить себе сертификацию могут только крупные игроки, которых сегодня очень мало. "В России нет вообще никакого законодательства, регламентирующего, какой продукт или косметика может называться органической или натуральной. А поскольку тренд "натуральности" сейчас набирает обороты, то многие производители масс-маркета рисуют на своих упаковках слово "натуральный", украшая его зеленым листочком, тем самым вводя в заблуждение обычных покупателей", - резюмирует Николай Куроедов.

    Поделиться