02.03.2015 00:10
    Поделиться

    Владимир Снегирев: Гейтс предупреждал, что войной никакое дело не решишь

    Роберт Гейтс состоял на государственной службе при восьми президентах США. При четырех он входил в высшие органы власти, ответственные за безопасность страны. При двух был министром обороны. Уже одно только это априори делает его мемуары полезным чтивом объемом почти в восемьсот страниц.

    Уйдя в отставку после сорока пяти лет службы, бывший глава Пентагона и ЦРУ решил приподнять завесу, скрывавшую многие тайны вашингтонской политики. "Долг" - так озаглавил он свои воспоминания. Ну что же, тогда наш долг - задуматься над страницами "мемуаров министра войны" (таков подзаголовок книги).

    Для начала отмечу, что труд этот очень познавателен с точки зрения того, как принимаются важнейшие решения в Белом доме, конгрессе, Пентагоне и других структурах высшей американской власти. Как делаются кадровые назначения, формируются военные бюджеты, складываются взаимоотношения элит. В книге есть просто душераздирающие истории о том, как много крови портят властям американские СМИ. Или о том, как трудно было министру обороны смотреть в глаза родственникам солдат, погибших в Ираке и Афганистане. Или о том, какие страсти кипели в Вашингтоне вокруг проблемы: разрешать или запрещать службу в армии и на флоте представителям нетрадиционных сексуальных ориентаций. Но главное там в другом. Много раз Гейтс задает и читателям, и самому себе проклятый вопрос, который звучит так: что же это такое - те войны, которые ведут сегодня США в разных концах мира? Решают ли они глобальные проблемы или только усугубляют их?

    Нет, он, конечно, настоящий американец, этот Гейтс, он без конца подчеркивает свою преданность и звездно-полосатому флагу, и тем президентам, которым верой и правдой служил, называет себя представителем "незаменимой нации" и утверждает, что "лишь малая часть международных проблем может быть успешно решена без нашего участия". Однако в конце своих мемуаров с явной горечью оговаривается: "В последние десятилетия американские президенты, столкнувшись с какой-нибудь проблемой за рубежом, излишне охотно хватаются за пистолет, то есть прибегают к военной силе... Далеко не каждый инцидент, акт агрессии или кризис должны вызывать американский военный ответ".

    Вывод этот следует, как логическое завершение всей многолетней деятельности "министра войны".

    Он вспоминает Ирак, куда Штаты вторглись в начале 2003 года, с тем чтобы помешать Саддаму Хусейну в его тайных работах по созданию оружия массового поражения. Правда, очень скоро выяснилось, что никаких страшных бомб Хусейн не изобретал. Но дело было сделано: американцы на восемь лет застряли в пустынях, потеряли там более 4000 убитыми. В война обошлась Вашингтону в сумму свыше триллиона (!) долларов, огромный регион погрузился в пучину гражданской войны. Словом, благая цель обернулась сущим кошмаром.

    Еще более апокалиптическую картину Гейтс детально выписывает на холстах другой войны - афганской, которая для Вашингтона еще далеко не кончена. Экс-министр не пожалел самых бранных слов в адрес недавнего президента Карзая, который (по его же признанию) был их ставленником. "Классический Карзай - это суетливый параноик", - пишет он. А все почему? Потому что афганец с некоторых пор стал задавать министру неприятные вопросы. Отчего под американскими бомбами гибнут мирные жители? Какую игру ведет Вашингтон с Пакистаном и талибами?

    Читаем книгу. Там много о том, как Гейтс требовал от администрации больше усилий прилагать для реализации чисто гражданских программ помощи афганцам. А вот и суть: "Американское правительство совершенно не представляло себе последствий вмешательства в афганские дела".

    Еще одно откровение министра касается отношений с Москвой: "Во времена "холодной войны", стараясь не допустить военного конфликта между нами, мы всегда учитывали советские интересы, маневрируя со всей осторожностью в тех вопросах, где эти интересы затрагивались. Ослабевшая Россия 1990-х годов заставила нас забыть эту безоговорочно полезную практику. Мы отказались от попытки увидеть мир с их точки зрения, перестали налаживать отношения ради долгосрочной перспективы". Как пример, он приводит историю с расширением НАТО. Для Москвы, как считает мемуарист, это была "последняя капля". Жизненно важные интересы России "безрассудно игнорировались".

    Следующий раздел книги посвящен революциям "арабской весны". Гейтс, если верить его мемуарам, был решительно против военного вмешательства в Ливии: происходившее там не затрагивало национальные интересы США. Но верх и здесь взяли "ястребы".

    И вот что остается в "сухом остатке" от книги Гейтса: "министр войны" предупреждает, что войной ныне никакое дело не решишь, а лишь загонишь его в тупик.

    Поделиться