26.02.2015 18:25
    Поделиться

    В Петербурге появилась "тренировочная" квартира для детдомовцев

    В Петербурге появилась "тренировочная" квартира для выпускников детских домов
    В одной из питерских многоэтажек есть обычная с виду квартира, где социальные работники занимаются очень важным делом - готовят к самостоятельной жизни взрослеющих детдомовцев. Здесь ребята могут получить необходимые навыки: как самые простые, вроде пришивания пуговицы, так и более сложные - ремонт или решение правовых проблем. При этом атмосфера совсем не напоминает обычный социальный центр - все максимально приближено к домашней обстановке.

    Важные мелочи

    - Клади побольше начинки, а то невкусно будет, - на кухне вьются две девочки. Ира и Аня - выпускницы детского дома, им по 18 лет. Они пробуют готовить "конвертики" с сыром и аккуратно выкладывают тесто на противень. Пирожки получаются кривоватыми и немного расползаются, но девчат это не расстраивает - сегодняшнее занятие - их первый кулинарный опыт.

    - Ничего, в следующий раз уже будут красивенькие, - смущенно улыбается Ира, обмазывая фигурки со всех сторон маслом.

    Готовка, наравне с остальными домоводческими премудростями, - любимое занятие девчачьей половины центра. Поэтому в квартире каждый день стоит приятный запах выпечки, а подопечные то и дело бегают попить чаю.

    Идея создать проект, который помогал бы детдомовцам адаптироваться в жизни, появилась у петербургских социальных служб давно. Несколько лет выпускников консультировали по одному, как могли, и только в этом году удалось открыть полноценную тренировочную площадку. С виду это обычная квартира со стандартной планировкой: прихожая, несколько комнат, кухня, ванная. Пространство обставлено всем необходимым - от холодильника и посуды до книжных полок и гардероба. Словом, есть все, что помогает почувствовать себя дома.

    Каждый день сюда приходят учиться тому, что на первый взгляд не требует специальных уроков. Для девочек это глажка белья, вязание, заполнение коммунальных квитанций, приготовление пищи. Для юношей в первую очередь консультации с юристом - чаще всего совета просят относительно трудоустройства и проблем с задолженностями. Всего в расписании центра значится почти два десятка дисциплин. Помимо прочего, выпускники учатся рационально расходовать бюджет, обсуждают особенности разных профессий, говорят о здоровом образе жизни. Поверить в то, что для некоторых эти повседневные знания в новинку, - сложно.

    - Неужели тебе правда ни разу не приходилось сталкиваться с гладильной доской или духовкой? - спрашиваю одну из девочек на кухне.

    - В детском доме у нас были такие занятия. Но, знаете, когда тебе 15-17 лет, это воспринимается по-другому, кажется неважным. Мы не думали тогда, что это действительно пригодится, - пожимает плечами девушка. - Я, например, только недавно поняла, что не знаю, как пришить пуговицу. Представляете? Теперь уже умею.

    Все по-домашнему

    Вместе с бывшими детдомовцами в тренировочной квартире занимаются и другие подростки: дети из неблагополучных семей, состоящие на учете в полиции. Социальные работники пошли на такой шаг осознанно: чтобы квартира не превратилась в очередной детский дом, круг подопечных решили расширить. Это, кстати, помогает ребятам усвоить еще один важнейший навык - общение.

    Каждый день в центр приходят по пять выпускников. Понемногу, чтобы в квартире не было толкотни. С ними постоянно находятся несколько специалистов - юрист, психолог и социальные работники.

    - Мы изначально планировали, что это будет спокойная, уютная квартира. Здесь не должен стоять гвалт. У таких ребят и без того очень подвижная психика, - объясняет сотрудница центра Ирина Нам. Мы проходим по коридору к одной из комнат, где сейчас беседует юрист. "Поэтому, видите, у нас здесь все по-домашнему. Как в настоящей семье", - добродушно улыбается женщина.

    В небольшой комнате, похожей на школьный кабинет, напротив юриста сидит молодой человек. Он в обычном спортивном костюме серого цвета. Парня зовут Алексей, ему 20 лет.

    - Я в последнее время все пытаюсь найти работу, - говорит юноша. - Пока вот не очень получается. А сюда часто хожу. Это мое плечо, если можно так сказать, поддержка. Посоветуюсь, спрошу, а потом более комфортно чувствую себя на собеседовании.

    Кстати, устройство на работу - одна из основных проблем бывших детдомовцев. Многие из них не могут определиться с выбором специальности, а потому в центре постоянно консультируют по поводу профориентации, помогают становиться на учет в агентство занятости. Однако, как оказалось, проблема не только в отсутствии самоопределения.

    Детдомовец - это мироощущение

    - У них очень большие запросы, но не все правильно оценивают свой потенциал, - полушепотом объясняет мне директор центра социальной помощи Татьяна Лаврова. - Еще почти у всех сложный характер. Им трудно завести друзей, устроить семейную жизнь, выйти из конфликта. Поэтому здесь постоянно работает психолог.

    Психологическая помощь - вторая по популярности после юридической. Выпускники приходят к специалистам по самым разным причинам: перед принятием важных решений, перед аттестацией, после ссоры с близкими. Вообще, центр рассчитан на молодежь от 18 до 23 лет, но иногда работать приходится с совсем другой возрастной группой.

    Юноши и девушки учатся вести домашнее хозяйство, расходовать бюджет, консультируются с юристом и психологом

    - Как-то к нам пришел мужчина 40 лет, говорит: "Я тоже выпускник детского дома". У него у самого уже дети взрослые, но нужны были какие-то консультации, - продолжает Лаврова. - Стараемся помогать и таким, еще одинокие матери к нам часто приходят...

    - Как можно быть выпускником в 40 лет?

    - Можно. Выпускник детского дома - это не возраст, это мироощущение.

    Кухня, рукоделие, пеленки...

    - И что я должен со всем этим делать? - смущенный Миша стоит перед пеленальным столиком, на котором лежат две куклы, и неловко протягивает руки к "младенцам". - Подождите, это какое-то внезапное отцовство, я не готов!

    - Я знаю! Можно я покажу, - перебивает девушка. - Ребенка надо брать очень осторожно, придерживая за голову. Вот так.

    - Хорошо, - улыбается молодая женщина-психолог. Она разговаривает с выпускниками так задорно, как будто сама в первый раз участвует в этом тренинге. - А теперь давайте пеленать. Кто первый?

    Большинство мальчиков сразу исчезает. Тем временем по квартире все настойчивее распространяется запах выпечки - наверное, на кухне близок к окончанию урок кулинарии. Мы с сотрудниками центра возвращаемся в гостиную, садимся за большой обеденный стол, на краю которого коробка с клубками ниток и спицами.

    - Это у нас девочки занимаются, - отодвигает коробку Ирина Нам. - Так вот, сейчас ребята сюда уже сами обращаются. А когда мы только начинали, то приходилось писать письма в учебные заведения, раздавать буклеты, чтобы о нас узнали.

    "Чувство стайки"

    Когда центр только открылся, в нем было всего четверо подопечных, сегодня же только на долго-срочном сопровождении здесь состоят девять человек. Всем им требуется серьезная помощь - в первую очередь в решении материальных проблем и бытовых трудностей.

    Прежде чем прикрепить детдомовца к центру, проводят небольшое исследование: определяют условия и уровень его жизни, самостоятельность, социализацию и эмоциональное состояние личности. Исходя из этого, составляют индивидуальную программу реабилитации, которая иногда может длиться не один год. Те, кто не нуждается в настолько плотном контакте со специалистами, приходят в квартиру раз от разу - чаще всего за какими-нибудь консультациями или просто увидеться с приятелями.

    - Они очень друг к другу привязаны. У них, знаете, есть такое "чувство стайки", - улыбается Лаврова. - Они даже семьи чаще всего создают с людьми из своего круга.

    - У нас, кстати, все уже готово, - Аня ставит передо мной чашку с блюдцем. - Будете пробовать?

    Кто-то из выпускников не может остаться на ужин - надо бежать на работу. Юношу настойчиво уговаривают съесть хотя бы одну булочку: "Кирилл, ужинают обычно всей семьей". За большим обеденным столом не пустует ни одно место.

    Контакт

    Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга: (812) 717-82-47.

    Поделиться