26.02.2015 00:22
    Поделиться

    Логопед: Детей с речевой патологией становится все больше

    - Скажи: "Рыба". - "Щука". Это вовсе не бородатый анекдот, а реальность, с которой рано или поздно сталкиваются все родители, чьи дети учатся правильно произносить звуки и слова.

    Гуганье и гуление малыша всегда вызывает умиление у родителей. Потом они начинают считать первые слова: мама, папа, дать, "ди" (то есть иди), нет, ту-ту, би-би... И как приятно, когда на детской площадке среди детских "ааа-иии-ууу", вдруг раздается громкий голос твоего годовасика: "Мама, ди!"

    Следующим номером обязательной программы идут простые стишки про гусей, сороку и ладушки. До сих пор помню, как мы со старшим Ваней, когда ему было чуть больше года, выучили стишок: "Гуси, гуси, га-га-га. Есть хотите? Да-да-да..." При встрече с родственниками мы непременно рассказывали его на два голоса. И да, я хвасталась и гордилась гениальными успехами своего сына. Младший тоже знает эти стихотворения, но мы уже не хвастаемся. Вот если бы он "Муху-Цокотуху" мог рассказать...

    Доказанный на собственном опыте факт - девочки начинают говорить раньше мальчиков. И когда соседские двухлетние девчушки уже вовсю оперируют сложноподчиненными предложениями, твой двухлетний мальчик только учится говорить "машина" вместо "би-би", "кошка" вместо "мяу" и "бабушка" вместо "баба".

    И тут начинаются разговоры о том, что все дети разные, что все к школе все равно заговорят и что не надо мучить ребенка, перерастет и заговорит. Когда старшему сыну исполнилось 3 года и он говорил много, но малопонятно, мы тоже встали перед выбором ждать или обращаться к специалисту. Напуганная разговорами знакомых мам о том, что в поликлинике логопеды рисуют таким детям диагнозы ЗПР (задержка психологического развития) и ЗРР (задержка речевого развития), которые потом повисают на твоем ребенке и мешают ему жить, от похода к участковому логопеду мы отказались.

    - Эйнштейн начал говорить только в 5 лет и плохо учился в школе, но это не помешало ему стать гением, - убеждала меня знакомая мама Елена. - Если в остальном ребенок хорошо развивается, общительный, сообразительный и физически развит, то речь придет, и мы все наверстаем.

    Она принципиально не следовала рекомендациям врачей, не водила на занятия с логопедом и не давала никаких лекарств, потому что "не позволит ставить опыты на собственном ребенке".

    Правда, потом она жаловалась, что ребенок стал очень нервным из-за того, что не может сказать то, что хочет. А "беспардонные мамы" своими замечаниями: "А что это ваш ребенок не говорит?" уже "просто достали".

    В итоге мы повели нашего Ваню к частным логопедам по знакомству и просто наугад. Больше полугода мы слышали примерно одно и то же: "Проблемы есть. Ну, вы делайте дома артикуляционную гимнастику, жуйте почаще мясо и морковку. Подрастет и заговорит". Сначала мы верили и ждали, потом сомневались, но снова ждали... Пока, наконец, почти в 4 года не попали к логопеду, который нас сразу ошарашил: "Да у вас же мышцы языка неразвиты, ребенок же его ни поднять, ни высунуть не может..." Начались занятия, упражнения, массаж... Спустя полгода Ваня радостно продемонстрировал, что теперь он умеет облизывать губы. Потом, правда, нам пришлось поменять логопеда, потому что в какой-то момент мой ребенок перестал заниматься, ему стало скучно и неинтересно. Что удивительно, с новым логопедом Ваня занимается по два часа, хотя раньше еле выдерживал 45 минут. Домашние задания он тоже стал делать более мотивированно, хотя заданий много, и мы с ним занимаемся по часу почти каждый день.

    Грамотный специалист - большая редкость, а грамотный специалист, искренне увлеченный своей работой, - редкость вдвойне. И сейчас меня уже не страшат возможные диагнозы, потому что знаю, что проблемы решаемы. Главное успеть их вовремя заметить.

    Младший Кирилл тоже уже побывал на консультации у логопеда. В 2 года, конечно, никто не будет ставить диагнозы и делать прогнозы. Но мы получили простую и более чем очевидную рекомендацию, о которой, правда, родителям приходится постоянно напоминать: "Занимайтесь со своим ребенком".

    Кстати

    Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок

    • в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается;
    • в 8-9 месяцев нет лепета, появляются трудности с сосанием или жеванием;
    • в 1,5-2,5 года практически не имеет
    • нормальных слов типа "мама", "топ-топ",
    • а говорит на "своем" языке;
    • в 1,5-3 года "все понимает, а говорить не хочет";
    • в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
    • в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов,
    • не знает названий окружающих предметов
    • и частей тела и не умеет составлять фразы из двух слов;
    • к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов;
    • к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов;
    • к 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки;
    • к 3 годам не произносит большинство звуков (более
    • 10-15);
    • к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
    • к 4,5 года не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л;
    • в 4-5 лет смягчает все звуки ("кися", "щапка", "тяйник", "лямпотька");
    • к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь;
    • "картавит" "шепелявит", "гнусавит" - срочно к логопеду в любом возрасте, искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда;
    • после какой-либо травмы ("легкое сотрясение мозга") начались проблемы с речью или письмом.
    Мнение эксперта

    Татьяна Бабоченок, логопед-дефектолог ГБОУ Гимназия N 1554

    - Каждый малыш индивидуален и развивается по-своему, но этапы развития заложены природой и одинаковы для всех. Так, к году ребенок должен начать говорить первые слова: мама, папа, дай... Бывает, что болезни или тяжело прорезывающиеся зубы влияют на этот процесс, но без него не будет следующего. Важно обратить внимание, полные эти слова или усеченные, например, "ма" вместо мама. Когда у ребенка в активном словаре накапливается около 30 слов, начинается этап формирования фразовой речи. Обычно, это происходит к двум годам. Ребенок начинает говорить простые предложения: "Мама, идем гулять", "Мама, дай кашу". Конечно, он будет пока не все звуки произносить правильно, потому что функционально и физиологически к этому еще не готов. В идеале звукопроизношение и фразы должны быть сформированы в 3 года.

    Когда нужно обращаться к логопеду? В 3 года, если на каком-то из этапов что-то пошло не так. Но родители должны понимать, что занятия в этом возрасте длятся не более 15 минут. Поэтому основная нагрузка по отработке новых речевых навыков ложится на родителей, которые смогут в течение дня организовать ребенку непродолжительные занятия.

    Не надо бояться логопедов и диагнозов вроде ЗРР или ЗПР. Мы же ведем ребенка к окулисту или стоматологу, когда возникает проблема, тут то же самое. Нужно бояться не врача, а последствий необращения к специалисту: интеллектуальной незрелости, дисграфии, неуспеваемости в школе...

    Очень важно следить, чтобы малыш, когда он начинает накапливать свой словарь, понимал смысл произносимых слов. Так же важно помочь ему систематизировать накопленный словарный запас. Ребенок говорит: "Помидор", а мама ему: "Это овощ. Какие ты еще овощи знаешь?" Если этого не сделать, в будущем ребенку будет очень сложно. Особенно в школе, когда нужно будет подбирать родственные и проверочные слова, а ребенок этого сделать не сможет.

    И самое главное - в семье старайтесь не "сюсюкать" с ребенком, а произносите слова правильно. Гораздо сложнее потом ломать устойчивые неправильные стереотипы произношения.

    Многих родителей волнует вопрос, можно ли давать малышу пустышку? Если ребенок не просит - давать не надо. Если же у него подвижная нервная система и сильный сосательный рефлекс, то пусть лучше сосет пустышку, чем палец или край пеленки, но выбирайте пустышку ортодонтическую. На прикус она не повлияет, если не сосать ее 24 часа в сутки. Но после года от соски лучше избавиться.

    Еще один спорный момент - мелкая моторика. Мелкая моторика - не панацея от неправильного речевого развития, и никогда не заменит занятия с логопедом и упражнения по развитию речи. Моторика хороша как дополнительное стимулирующее средство.

    В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Причин много: плохая экология, трудная беременность, внутриутробные инфекции, родовые травмы... Поэтому еще раз призываю родителей не бояться специалистов. Раннее выявление речевой патологии и точный диагноз позволят решить проблему быстрее и с гораздо меньшими усилиями для родителей и самого ребенка.

    Поделиться