24.02.2015 22:00
    Поделиться

    Завершились гастроли "Онегина" Вахтанговского театра в Великобритании

    Завершились гастроли "Евгения Онегина" Вахтанговского театра в Великобритании
    Это спектакль-путешественник: "Евгения Онегина" Римаса Туминаса уже видели в Литве, Санкт-Петербурге, Париже, Нью-Йорке, Бостоне, Торонто, Израиле, Красноярске и Улан-Удэ. Когда пришел черед рукоплескать Лондону, обстановка для российских международных культурных обменов вокруг была не самая благоприятная. Что в итоге? "Великолепно, поразительно и вполне блестяще... Для русских Пушкин настолько же велик, как для нас велик Шекспир. И этот спектакль действительно шекспировского масштаба по своему замыслу и по своей проникновенности", - цитата из лондонской прессы, не поскупившейся на похвалы и наградившей "Онегина" самыми лестными эпитетами.

    Как на фоне санкций проходили гастроли, рассказывает директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок.

    Кирилл Игоревич, судя по восторженным отзывам английской прессы, никакого негативного отношения и гнета санкций театр на себе не почувствовал.

    Кирилл Крок: Потому что искусство призвано не ставить барьеры, а разрушать их, снимать конфликтные ситуации, делать людей добрее и пытаться менять этот мир в лучшую сторону. Никаких санкций или же какого-то предвзятого отношения к русскому театру, к нам, к актерам, к сотрудникам театра мы не заметили. Более того: отношение наших английских партнеров было очень доверительное и теплое. И мы чувствовали поддержку нашего продюсера и организатора гастролей Оксаны Немчук, которая является гражданкой Украины. Никаких проблем не возникало. Мы говорили только о театре и о спектакле.

    Четыре вечера подряд вы играли четыре спектакля. И пошли на то, чтобы привезти два состава "Евгения Онегина": играл и Алексей Гуськов, и Сергей Маковецкий; и две Татьяны у вас было в Лондоне - увидели и Евгению Крегжде, и Ольгу Лерман. Как продюсер гастролей согласилась на такое? Обычно ведь из экономических соображений делается выбор в пользу одного в ущерб интересам и амбициям другого.

    Кирилл Крок: Это принципиальная позиция Театра имени Вахтангова и художественного руководителя Римаса Туминаса: когда мы выезжаем на гастроли, всегда едут два состава, кто играет спектакль в Москве. И в "Евгении Онегине" у нас нет первого и второго состава, есть два абсолютно равноценных, равноправных исполнителя этих ролей - и Маковецкий, и Гуськов, и Крегжде, и Лерман. Это наша позиция, и когда мы только договаривались о гастролях, мы нашим партнерам и продюсеру Оксане Немчук это озвучили.

    Мы вернулись с гордостью, мы победили, как сказал Римас Туминас. Мы победили ситуацию, мы доказали, что есть искусство, которое не подвержено ни политике, ни геополитике, ни каким-то другим разногласиям. Было до слез приятно смотреть, как англичане, которые вообще-то сдержаны на эмоции, стоя аплодировали русским артистам и кричали браво. Это редкий случай, когда газета "Гардиан" за четыре дня два раза помещала материал двух разных театральных критиков о спектакле "Евгений Онегин". И это в разгар, когда по телевизору, по английским каналам непрерывно дается информация о том, что идет война на Украине, которую якобы развязала Россия. Гастроли стали реальным примером сотрудничества людей: наш продюсер, гражданка Украины Оксана Немчук, и русский театр в Лондоне произвели сенсацию.

    Зал культурного центра "Барбикан", где проходили гастроли Вахтанговского театра, - на 1050 мест. Немаленькая площадка. По свидетельствам очевидцев, билеты перепродавали втридорога - за 450 фунтов при максимально официальной цене в 100 фунтов. Благодаря "Онегину" мы узнали, что в Лондоне тоже есть перекупщики...

    Кирилл Крок: Я встретил в антракте случайно в фойе свою знакомую, которая работает и живет в Лондоне, и поинтересовался, когда она покупала билеты? Она сказала: в июне. А сколько наших русских соотечественников подходили на "лист ожидания" и ждали, что кто-то откажется от брони, от билета, сокрушались, что, когда они в начале декабря опомнились, что нужно купить билет, их уже не было.

    Мы получили огромную прессу. У них принято, что на каждой премьере каждый театральный критик выставляет звездность - от одной до пяти звезд. Театр Вахтангова получил только одну оценку "три" от одной газеты. Все остальные - "четыре", "пять". Это удивительная история, которая лично у меня вызывает абсолютное чувство гордости: "Таймс" поставила четыре звезды, "Дейли телеграф" - пять звезд, "Гардиан" - одна статья пять звезд, вторая - три звезды, газета "Сцена Англии" - четыре звезды и так далее. Наш "Онегин" в Лондоне собрал действительно великолепную прессу, поверьте мне, не каждая премьера на лондонской сцене собирает столько звезд.

    Уже известна география следующих гастролей, где будут ждать вашего "Онегина" дальше?

    Кирилл Крок: Сейчас мы ведем активную переписку по поводу возможности показа спектакля "Евгений Онегин" в Италии, Греции и Германии.

    Визитная карточка

    Литовский режиссер Римас Туминас возглавил Театр имени Евгения Вахтангова в 2007 году. С его приходом театр занял одну из ведущих позиций среди российских театров.

    Будучи художественным руководителем Вахтанговского театра, Римас Туминас выпустил спектакли: "Троил и Крессида" (2008), "Последние луны" (2008), "Дядя Ваня" (2009), "Маскарад" (2010), "Ветер шумит в тополях" (2011), "Пристань" (2011), "Евгений Онегин" (2013), "Улыбнись нам, Господи" (2014). В 2010 году он был награжден орденом Дружбы за большой вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и русской культуры за рубежом.

    Поделиться