24.02.2015 00:43
    Поделиться

    До 30 марта предприятиям нужно отчитаться по налогу на прибыль

    Бухгалтерский и налоговый учет сблизились
    До 30 марта предприятиям нужно отчитаться по налогу на прибыль. А вот старую или новую форму декларации для этого использовать - дело вкуса. ФНС России утвердила новый документ приказом от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/600@, но вступил он в силу лишь 10 января 2015 года. Бизнесу рекомендовано заполнять новую декларацию, а налоговым органам - принимать старую. В итоге, отчитываясь за 2014 год, компании могут использовать любую из двух деклараций, стало ясно на конференции "Налоговые новации 2015 года".

    В новой декларации появился раздел, включающий информацию об ошибках, выявленных в текущем периоде, которые привели к изменению суммы налога. "Чаще всего речь идет о переплате по налогу", - говорит Раиса Рябова, советник налоговой службы 2 ранга, преподаватель Центра переподготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. Ломоносова, методолог-консультант по налогообложению ИПБ России. То есть о расходах, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Раньше они вносились в текущие разделы, теперь появилось Приложение N 2, в него следует включить эту информацию. Причем в разделе только три клетки под указание года. То есть внести изменения можно только за трехлетний период, так как более длительный срок не может быть проверен.

    Внесенные в Налоговый кодекс изменения способствовали упрощению и сближению бухгалтерского и налогового учета, считает Раиса Рябова. Так, отменена возможность списывать товары и материалы в налоговом учете методом ЛИФО (в бухучете этот метод давно не применяется), также организации получили право списывать имущество, которое не относится к амортизируемому, не только единовременно, но и в течение всего срока его службы (ранее такое право было предусмотрено только в правилах бухучета), отмечает Елена Мякишева, адвокат Юридической группы "Яковлев и Партнеры".

    Самым существенным изменением, направленным на сближение учетов, стало то, что из НК РФ исключено понятие "суммовые разницы" и специальный порядок их учета. Суммовые разницы стали частью курсовых разниц и теперь учитываются по единым с ними правилам. Однако новые правила применяются только в отношении сделок, заключенных начиная с 1 января 2015 г. Раиса Рябова отмечает, что лучше, если бы дата сделки определялась не с момента заключения, а с даты исполнения договора. Но такого подхода законодатели не предусмотрели.

    Кроме того, с 2015 года в НК РФ прямо сказано, что доходы от реализации безвозмездно полученного имущества компания вправе уменьшить на стоимость, по которой оно было принято на учет. "Ранее по этому вопросу не было четкой позиции, и налоговые органы придерживались мнения, что раз имущество получено безвозмездно, то расходов на его приобретение нет. Налогоплательщиков такая позиция, конечно же, не устраивала. Теперь разногласия сняты, законодатель встал на сторону бизнеса", - говорит Елена Мякишева.

    Особого внимания заслуживают изменения, связанные с порядком учета в расходах процентов по долговым обязательствам. До 2015 года организации списывали проценты в пределах нормативов или в полной сумме, если они не превышали средний уровень по сопоставимым долговым обязательствам. Это было связано с серьезными расчетами. "Для определения предельного размера процентов, относимых на расходы, необходимо было рассчитывать ставку по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях. В случае отсутствия таких обязательств максимально возможный размер процентов, принимаемых в расходы для целей налогообложения, составлял ставку рефинансирования, умноженную на 1,8 в рублях или 0,8 в валюте. И не всегда предельные процентные ставки соответствовали рыночным условиям", - поясняет Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус Консалтинг". Сейчас проценты по долговым обязательствам любого вида признаются расходом исходя из фактической ставки при условии, что стороны договора не являются взаимозависимыми лицами.

    Появились в НК две своевременные нормы о признании убытков. "В 2008 году было много ситуаций банкротств. И если эмитент ликвидировался, то официальная позиция была - признать убыток нельзя, - напоминает Раиса Рябова. - С 2015 года добавили норму, в которой говорится, что расходы на приобретение ценных бумаг учитываются на дату ликвидации эмитента. Это относится к акциям, облигациям, эмиссионным распискам".

    Изменились и правила списания убытка при уступке долга. Если уступка произведена после наступления срока платежа, то убыток можно учесть полностью на дату продажи долга. Раньше сумма убытка в учете кредитора признавалась частями. Приобретатель права требования при этом имеет возможность учесть сумму полученного дохода при последующей переуступке или исполнении долга на сумму расходов, которые произведены при покупке задолженности.

    Также в НК РФ появилась антиофшорная норма: в доход не включается имущество, передаваемое между головной и дочерней компанией, если доля головной организации в уставном капитале дочерней составляет более 50%. Такие доходы не подлежат налогообложению, говорит Рябова. Однако норма о безналоговой передаче имущества действует только тогда, когда головная организация не является иностранной компанией, расположенной в офшоре, а "дочка" - российской.

    Поделиться