17.02.2015 00:40
    Поделиться

    Мобильные рабочие места станут повсеместными через три года

    Удаленная работа и мобильные рабочие места в перспективе станут массовым явлением. Уже сегодня большинство компаний согласны с тем, что работа из дома несет очевидные преимущества.

    По данным исследования Global Evolving Workforce 2014, проведенного по заказу Dell совместно с корпорацией Intel, 30% опрошенных сотрудников, работающих из дома, больше времени уделяют сну, 40% из них проводят меньше времени за рулем и 46% - подвержены стрессам в меньшей степени. Но есть и обратная сторона удаленной работы: присутствие дома супруги/супруга, детей, родителей и домашних животных, которые могут отвлекать. Кроме того, 20% сотрудников признались, что, работая из дома, они меньше двигаются, а 38% - что они регулярно перекусывают.

    "Удаленная работа эффективна далеко не всегда. Например, от рабочего процесса могут отвлекать неподходящие домашние условия. Кроме того, не все задачи могут быть решены одним человеком - в большинстве случаев необходимо коллективное обсуждение. Однако без технологий удаленного доступа и мобильности эффективность работы и скорость бизнес-циклов снижаются. Современный бизнес требует быть на связи не только в рабочее время, но также в отпуске или на больничном. А сотрудникам, которые часто находятся в разъездах или командировках, без этого вообще не обойтись", - отметил заместитель директора департамента информационных технологий, директор по системным решениям компании КРОК Игорь Малышев.

    Несмотря на то что сотрудники уже имеют возможность работать в разных местах, главным местом для работы остается офис: 97% респондентов заявили, что они регулярно появляются в офисе своего работодателя. При этом работа в офисе не сильно способствует вербальному общению - 51% офисных сотрудников пользуются мессенджерами и электронной почтой для общения с коллегами, которые находятся рядом с ними, вместо обычного разговора.

    По мнению экспертов, это особенность молодого поколения. "Очевидно, что уже через несколько лет более чем половину сотрудников разных организаций составят люди 1985-1997 гг. рождения и поколения Z. Соответственно их привычкам изменятся и традиционные способы ведения бизнеса: офисы превратятся в места для встреч с коллегами и переговоров с партнерами, а рабочее место станет виртуальным и мобильным, - рассказал эксперт компании Intel в России и СНГ Михаил Рыбаков. - Новое поколение сотрудников будет пользоваться вычислительными устройствами и сервисами, не только используя их в работе, как смартфон или планшет, но и поручая им выполнение некоторых задач от своего имени".

    Рабочее место будущего будет включать в себя не только средства мобильности и хранения данных. "Например, при использовании облачных сервисов каждый сотрудник получает доступ к своему рабочему пространству через Интернет вне зависимости от того, где он находится. Это помогает наладить эффективное взаимодействие офисных и удаленных работников, а также сотрудников в разных филиалах. Еще один важный фактор успеха удаленной работы - возможность для руководителя контролировать сотрудников. Облака позволяют делать это удаленно как в режиме реального времени, так и с помощью всевозможных статистических отчетов, - отметил генеральный директор Mango Office Дмитрий Бызов. - Сегодня, когда российская экономика переживает не самый свой лучший период, предприятиям приходится адаптироваться. Один из популярных и доказавших эффективность вариантов - изменить подход к организации труда. Например, перевести часть сотрудников на удаленный доступ или гибкий рабочий график. Явный микроэкономический эффект - экономия на аренде. Также "удаленка" дает возможность работодателю платить только за отработанное сотрудником время или выполнение конкретного проекта".

    Конечно, если вы отгружаете товар со склада или стоите за прилавком "кирпичного" магазина, то удаленная работа вам не подходит. "Но есть огромное количество профессий, не требующих посещения офиса, либо посещение необходимо от случая к случаю. Среди "удаленных" или близких к тому профессий: менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, ИТ-специалист, разработчик, логистик. На самом деле работа сосредоточилась в офисе исключительно из-за привязки к ИТ-инфраструктуре. Технологии являются ключевым моментом организации удаленной работы. Как только появилась возможность переносить ИТ-инфраструктуру в облако, что сделало ее доступной повсеместно, офисная работа во многом потеряла смысл", - подтвердил глава компании "Облакотека" Максим Захаренко.

    В России мобильные рабочие места достаточно быстро становятся массовым явлением. "В средней перспективе через 2-3 года они будут повсеместны. Сейчас их развитие упирается не в технологию, она уже доступна. Пока переход на мобильные рабочие места полностью зависит от ментальности бизнеса, насколько он готов позволять сотрудникам работать из дома. В России эта тенденция идет медленнее, чем на Западе, потому что считается, что человек, работающий из дома, не так эффективен, как человек, работающий в офисе", - констатировал глава представительства VMware в России и странах СНГ Александр Василенко. По его мнению, процесс перехода на мобильные рабочие места будет происходить таким образом: сначала топ-менеджмент, затем просто менеджмент, выделенные группы и только потом рядовые сотрудники.

    "Думаю, что в будущем мы увидим усиление наметившихся тенденций: люди все чаще при выстраивании профессиональной жизни будут уделять внимание соблюдению work&life balance. В интеллектуальном бизнесе этот процесс идет активнее, но в будущем, с развитием технологий, он станет более массовым. При этом удаленная работа в чистом виде, когда человек вообще не посещает офис, будет распространенной, но не основной формой занятости. На мой взгляд, мы придем к тому, что рабочее пространство будет совмещать рабочие часы дома в обустроенной рабочей зоне и посещение значимых встреч и мероприятий в офисе или у клиента в соотношении приблизительно 70/30 или 80/20. Уже сейчас ряд компаний организуют рабочее пространство так, что в нем нет закрепленного строго за одним сотрудником рабочего места, - прокомментировала  заместитель HR-директора компании AT Consulting Елена Манаева. -  Технологии - обязательный элемент в инфраструктуре рабочего процесса, который должен работать безупречно при переходе на гибкий или удаленный график. Но технологии - это поддерживающая функция, которая оптимизирует процессы, освобождает человека от рутины. В обозримом будущем они вряд ли смогут заменить человека в решении нетривиальных творческих задач. Человеческий мозг слишком сложная и уникальная сущность, и пока нет смысла говорить об искусственном интеллекте". 

    Поделиться