17.02.2015 21:35
    Поделиться

    Опытные летчики отвергли официальную причину гибели ХК "Локомотив"

    Летчики, давшие показания в суде по делу о крушении Як-42 возле ярославского аэропорта "Туношна",  критически оценивают официальную версию причин катастрофы: непроизвольное обжатие тормозных педалей кем-то из пилотов при взлете.

    По словам бывшего заместителя генерального директора авиакомпании "Як-Сервис" по безопасности полетов Сергея Каширского, "нажатие на тормоз - это глупость, это не причина".

    - Версии существуют всякие, - говорит Каширский. - Никто не может объяснить, почему на полосе, когда они разбегались, на скорости примерно 180 километров, друг за другом, через полторы секунды, идут две перегрузки, то есть самолет хорошо тряхнуло. И после этого появилась тормозящая сила. Как пишет МАК, это получилось, вероятно, из-за наезда на неровность. Хотя тут же констатирует, что никаких неровностей на полосе не было. Откуда тогда перегрузки? Кроме того, в отчете авиационного комитета написано, что при рулении речевой самописец зафиксировал фразу: "Это что такое?"  Причем дважды. МАК рассмотрел ее как относящуюся к тормозной системе и ничего не нашел в связи с этим. А может, это было что-то другое. То есть вопросов больше, чем ответов.

    Каширский рассказал, что незадолго до катастрофы он летал с погибшим экипажем и командой "Локомотив" в Ригу. Тогда хоккеисты вылетали из "Внуково", а не из "Туношны" (вопрос, почему команда 7 сентября полетела на матч из Ярославля, а не из Москвы, что было бы дешевле и с учетом проведения в Ярославле Мирового политического форума - удобнее, не дает покоя родственникам погибших), видел, как КВС Соломенцев и второй пилот Жевелов готовились к вылету, производили взлет и посадку. Весь полет Каширский находился в кабине, но чтобы пилоты случайно нажимали на тормозные педали - такого не видел.

    Накануне подверг сомнению версию о педалях и командир воздушного судна Андрей Знаменский, работавший в "Як-Сервисе" командиром звена. По его словам, очень сложно в это поверить, потому что в случае нажатия на тормозные педали должна была сработать сигнализация - загореться красная лампа "отпусти тормоза" на уровне глаз.

    - Но даже если лампа не загорелась, перегорела… У одного 13, у другого 7 тысяч часов налета, и это не первый их совместный полет, - продолжает свидетель. - Отпускание пяток с педалей после того, как начинаешь взлет, - это пилоты во время учебы запоминают как Отче наш, за нарушение от инструктора можно и палкой по ногам получить. Когда мы рулим, у нас пятки подняты, ноги полностью лежат на педалях, поэтому носками мы прижимаем тормоза. Как только пошли на взлет - уже никаких тормозов, ноги падают на пол. На педали нажать невозможно, если, конечно, у человека не 50-й размер ботинка.

    Напомним, ранее подобную точку зрения высказал генеральный директор авиационного учебного центра "УТЦ-авиа 22", заслуженный пилот Евгений Лобачев. С его слов, притормаживать экипажу во время взлета физически неудобно - это все равно что в машине ноги положить на руль.

    Очередные слушания по делу о крушении Як-42 с "Локомотивом" на борту состоятся 4 марта - в судебном заседании объявлен перерыв.

    Поделиться