16.02.2015 20:00
    Поделиться

    Премьера балетов в Венской опере объединила несколько культурных слоев

    Красивая без помпезности и статусная без снобизма, Венская опера не ведает крупных потрясений. Она стабильно остается престижной сценой для оперных звезд, а последние пять сезонов переживает подъем в балете.

    Связано это с приходом в театр на должность руководителя балета Мануэля Легри, знаменитого премьера парижской Гранд-опера, в свое время выдвиженца Рудольфа Нуриева и любимца балетоманов всего мира, в том числе российских. Он сумел укрепить слабоватую балетную труппу и зазвать в нее для постановок мировых знаменитостей, так что балет Венской Штаатсопер теперь только молится, чтобы Легри не вернулся в Париж. Только что ведомая им труппа показала премьеру двух балетов живого классика Джона Ноймайера "Отзвучавшие празднества" и "Легенда об Иосифе".

    Статус этого события очевиден: оба балета написаны Рихардом Штраусом, так что для Вены это главное балетное событие сезона. "Отзвучавшие празднества" появились на свет в 1941-м, став бегством композитора от действительности в гармонию 18 века с ее изящными танцами Франсуа Куперена, по мотивам которых написана музыка. Уйти, впрочем, так и не удалось, и хореография Ноймайера отлично проявила сокрытые в музыке тяжелые мысли: праздник кончился, гости ушли, хозяин у заставленного бокалами стола ощущает момент пустоты. С ним остается набор па и выверенных танцев, но простодушная гармония в них уже невозможна.

    С "Легендой об Иосифе" еще интереснее. Написанная Рихардом Штраусом еще в 1914 году по заказу Сергея Дягилева к Русским сезонам, в свое время она не стала сенсацией вроде "Весны священной", но заняла место в пантеоне балетов на библейские темы. Тогда, в 1914-м, балет ставил Михаил Фокин, в нынешней программке театра запросто названный Мишелем. В 1977 году крупнейший в мире коллекционер артефактов Русских сезонов Джон Ноймайер именно для этой труппы Венского балета поставил "Легенду..." заново. Библейская легенда рассказывает о прекрасном юноше Иосифе, которого собственные братья продали в рабство. Оказавшись при дворе египетского вельможи Потифара, он своим танцем поражает и хозяина дома, и его жену, понятно, что ничем хорошим эта история не может закончиться. Но примеренная балетом век назад эротико-мистическая драма о страсти взрослой женщины к юному пастуху, как всегда у Ноймайера, обросла тонкими нитями эмоций и разбором человеческих слабостей. Вместо пряной драмы тут элегия о свойствах страсти, заметки о людских отношениях. Первый раз Ноймайер ставил "Легенду об Иосифе" в 1977 году специально для Венской оперы, и он долго оставался у публики любимцем. У самого же Ноймайера этот балет стал первым в череде связанных с антрепризой Сергея Дягилева.

    Сегодня, поставленный в новой авторской редакции, он почти не устарел, как не устаревают вечные чувства. А на смену артистам конца семидесятых пришла молодая поросль, и тут есть чему удивляться. Список артистов Венского государственного балета легко читается русскоязычным зрителем: в "Легенда об Иосифе" солировали Денис Черевичко - Иосиф и Кирилл Курлаев- Ангел, а утонченные эмоции "Отзвучавших празднеств" искали Людмила Коновалова, Ирина Цымбал и другие. Особо хороши были солирующие Владимир Шишов и чудная, точеная Мария Яковлева. Оба они выпускники Академии русского балета имени Вагановой, уехавшие в Вену в середине 2000-х. Оба вписались в формат этой труппы, нарастив венскую элегантность на свою безупречную петербургскую выучку. Так что не меньше собственно премьеры впечатляет удивительное смешение культурных слоев во времени и пространстве: Рихард Вагнер и Сергей Дягилев, "птенец" Рудольфа Нуриева нынешний глава Венского балета Мануэль Легри и живой классик-хореограф, навсегда очарованный Русскими сезонами, Джон Ноймайер. А также новое поколение балетных артистов, ставших мировыми звездами на сцене Венской Штаатсопер.

    Поделиться