16.02.2015 14:47
    Поделиться

    Фестиваль им. Федора Шаляпина показал три спектакля Михаила Панджавидзе

    В Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля завершается XXXIII Международный оперный фестиваль им. Федора Шаляпина.

    Нынешний смотр был посвящен 140-летию Казанской оперы. Днем ее рождения считается август 1874 года, когда антрепренер Петр Медведев впервые представил публике "Жизнь за царя" Глинки, поставленной силами постоянной оперной труппы. Круглая дата во многом определила тон и настрой фестиваля. Она нашла отражение не только в составлении афиши (10 лучших оперных спектаклей ТАГТОиБ им. М. Джалиля разных лет, концертное исполнение "Порги и Бесс" Гершвина), но и в тщательно подобранных исполнительских составах, и в приглашении целой обоймы первоклассных дирижеров, под управлением которых оркестр демонстрировал уверенное владение самыми разными музыкальными стилями.

    Кульминацией форума стал блок из трех спектаклей в режиссуре Михаила Панджавидзе с "Борисом Годуновым" Мусоргского, согласно неизменной фестивальной традиции игравшимся в день рождения Федора Шаляпина (13 февраля). Выполненный по мотивам постановки Большого театра с использованием эскизов Федоровского на фестивале этот спектакль, поставленный почти десять лет назад, всегда обретает особое звучание: в титульной опере шаляпинского репертуара выступают знаменитые басы. И на сей раз именно они вдохнули жизнь в величественно-застывшие формы исторических декораций. Партию Бориса блестяще исполнил солист Большого театра и Татарской оперы Михаил Казаков, в роли Пимена убедительно и ярко выступил солист "Геликона" Алексей Тихомиров (оба певца - выпускники Казанской консерватории), разбитной Варлаам в трактовке Михаила Светлова-Крутикова также не обманул ожиданий публики. Звездную команду басов органично дополнили солистка Большого театра Агунда Кулаева (Марина Мнишек) и солист Приморского театра Артем Голубев (Самозванец), а также солисты Татарской оперы Олег Мачин (Шуйский), Юрий Петров (Мисаил, Юродивый), Юрий Ившин (Щелкалов), ничуть не уступавшие приезжим знаменитостям. А стоявший за пультом Василий Валитов ("Новая опера") задал спектаклю необходимый темп, добившись собранности и благородной, чуть затемненной матовости оркестрового звучания.

    Обрамлением для "Бориса Годунова" послужили "Мадам Баттерфляй" Пуччини (12 февраля) и "Риголетто" Верди (14 февраля) - знаковые постановки, во многом определившие современный облик Татарской оперы. Работая в традиционном ключе, не предполагающем переносы во времени и пространстве и шокирующих режиссерских приемов, Михаил Панджавидзе тем не менее создает спектакли современные, живые, далекие от схематизма и статики. История трагической любви юной гейши разворачивается в изысканном антураже японского дома, где главным элементом сценографии становятся подвижные ширмы (художник Игорь Гриневич); двор Герцога Мантуанского переносит в эпоху итальянского ренессанса с его куртуазными палаццо, ажурными решетками, зеркалами и символикой венецианского карнавала (художник Андрей Злобин). Но и в том, и в другом случае роскошное оформление целиком и полностью работает на режиссерский замысел, воплощение которого возложено на певцов.

    Звездный фестивальный кастинг оказался в этом смысле беспроигрышным. Живущая в Германии китаянка Сишенг Йи и Георгий Ониани, исполнявшие главные партии в "Мадам Баттерфляй" на премьере почти шесть лет назад, и сейчас не растеряли ни грамма сценической магии и дуэтной слаженности. Замечательный драматический тенор, Ониани стал идеальным Пинкертоном, а Сишенг Йи, хотя и не всегда звучала одинаково ровно, создала столь пронзительный образ юной гейши, что огрехи ее вокала были практически не заметны. Нерв спектакля уловил и голландский дирижер Винсент де Корт, тактично уступивший певцам пальму первенства, но при этом точно и грамотно выстроивший музыкальную драматургию оперы.

    Заключительный спектакль фестиваля - "Риголетто" - предсказуемо стал бенефисом одного исполнителя. Харизматичный баритон Борис Стаценко, находящийся на пике актерской и вокальной формы, несмотря на небольшие разночтения с итальянским маэстро Стефано Романи, поначалу задавшим слишком бодрые темпы, моментально сконцентрировал на себе внимание публики и затем неуклонно наращивал напряжение, достигшее пика в финальной сцене. Его Риголетто был столь ярок и убедителен, что второй главный персонаж - инфантильно-самовлюбленный и вокально не вполне удавшийся Герцог (Сергей Скороходов) - казался почти второстепенным героем. Зато неожиданно успешно в ансамбле с мастером выступила начинающая солистка ТАГТОиБ Венера Протасова (Джильда), чье безупречное, хотя местами несколько робкое, исполнение оказалось для многих фестивальным открытием. "Риголетто" стал последним спектаклем форума, но по традиции поклонникам оперы здесь подарили еще одну возможность встретиться с любимыми певцами, которые стали участниками двух завершающих фестиваль масштабных гала-концертов.

    Прямая речь

    Михаил Казаков, солист Большого театра и ТАГГТОиБ им. М. Джалиля: "Казань творчески родной для меня город. Здесь я стал певцом и своего первого Бориса спел на этой сцене. Сейчас петь эту оперу здесь - в день рождения Шаляпина, в год, когда отмечается 140-летие Казанской оперы, - для меня невероятная честь и волнение.

    Шаляпинский фестиваль вообще особенное художественное явление. Он сохраняет высокий международный статус, сюда приезжают певцы и дирижеры из самых разных стран. В наше тяжелое для культуры время сам факт, что фестиваль проходит и проходит на таком высоком уровне говорит о многом. Это настоящий подвиг руководства театра и Республики. Самое главное, что все усилия оправдываются. Каждый день на фестивале - полный зал, потому что это настоящий праздник для города".

    Поделиться