13.02.2015 16:54
    Поделиться

    В Нижегородской области резко выросло число предпринимателей

    Количество вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Нижегородской области в 2014 году увеличилось на 29,1 процента, что на 5,3 пункта выше общероссийских показателей. Непростая экономическая ситуация не пугает начинающих бизнесменов, а в некоторых случаях и подталкивает к открытию своего дела.

    Если брать не только ИП, а все субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ), то динамика не столь впечатляющая, за год их количество выросло на один процент - до 118,6 тысячи единиц. Тем не менее, тенденция положительная, проблемы в экономике на нее сильно не повлияли.

    - Думаю, что в 2015 году темпы роста числа открываемых предприятий сохранятся, - заявил "РГ" министр поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области Александр Макаров. - Продолжат действовать все меры поддержки предпринимателей, прорабатываем и дополнительные. Правительством области рассматривается вопрос о предоставлении налоговых "каникул" для вновь зарегистрированных ИП, о снижении налогов для действующих.

    Сам себе начальник

    Мер поддержки начинающих бизнесменов довольно много: это обучение, микрозаймы, гарантии по кредитам, субсидии на приобретение оборудования. Только в прошлом году 369 предпринимателей получили гранты на начало своего дела в размере 300 тысяч рублей, более подробно об этом можно узнать на сайте министерства.

    Особенно актуальной эта информация может быть для тех, кто потерял работу из-за сокращений (они не массовые, но уже начались), либо для молодых специалистов, которым сегодня будет не так-то просто устроиться на приличные деньги.

    К слову, в помощь безработным действует отдельная программа государственной службы занятости населения (ГСЗН). Человек, вставший на учет, может получить единовременную финансовую помощь на открытие своего дела в размере 58,8 тысячи рублей (годовое пособие по безработице). В прошлом году в Нижегородской области таких людей было более 300, в 2013-м - 222. На эту казалось бы небольшую сумму вполне можно начать бизнес. Уже реализованных вариантов масса: от разведения кроликов и выпечки хлеба, до открытия фотостудии, мастерских по ремонту обуви и одежды.

    В соседней Кировской области выживаемость таких проектов в первый год - около 50 процентов, вместо 5-10 в обычных условиях. Как считают в ГСЗН региона, это связано с тем, что безработные, рискнувшие открыть собственное дело на пособие, не витают в облаках, а начинают заниматься делом, непосредственно востребованным людьми. И, прежде всего, теми, у кого, как и у них, небольшой доход.

    Рука на пульсе

    У молодых бизнесменов свои преимущества, которые могут компенсировать недостаток опыта и стартового капитала. Например, они лучше разбираются в современных технологиях, понимают, как работает продвижение в социальных сетях, где рекламировать свой продукт и услуги можно совершенно бесплатно и охватывать большую аудиторию. Некоторые топ-блогеры регулярно дают возможность рекламировать себя на их страницах бесплатно, об этом не все знают, а кто-то уже активно пользуется.

    Для молодежи, в частности, действует федеральная программа "Ты - предприниматель", ее участники также могут рассчитывать на грант в 300 тысяч. При этом количество созданных за год проектов в Нижегородской области выросло с 91 до 166, некоторые из них уже доказали свою успешность. Например, в ноябре прошлого года проект "Пульс" молодой компании, специализирующейся на интернет-маркетинге, занял третье место в соревновании бизнес-моделей StartUp Cup Russia. Нижегородцы представили программный продукт, автоматически проводящий проверку сайта, необходимую для полного технического аудита. Сервис позволяет увидеть недостатки как с точки зрения программного кода, так и с маркетинговой. Клиенту выдаются конкретные рекомендации, что нужно улучшить, чтобы продажи с сайта выросли.

    На момент создания фирмы трем ее учредителям было по 24 года, они уже имели опыт в разработке программного обеспечения, продвижении сайтов, поэтому выход в свободное плавание прошел относительно спокойно. Полученные навыки позволили сформировать начальную клиентскую базу, с первого месяца компания заработала в плюс. Инвестиции в открытие фирмы были относительно небольшие: аренда офиса, покупка оргтехники.

    - Мы с самого начала решили, что будем ходить на встречи с клиентами все вместе, командой: менеджер проекта, программист и дизайнер, - рассказывает один из соучредителей компании Евгений Козырев. - Таким образом заметно сокращался цикл сделки, все возникающие вопросы можно было решить на месте, и если клиенту наше предложение нравилось, договор заключался тут же или на следующий день.

    Другой соучредитель фирмы Анастасия Суренкова считает, что экономический кризис - вовсе не повод отказываться от запуска своего бизнес-проекта, к тому же текущая экономическая ситуация открывает новые возможности.

    - В кризис у маленьких компаний больше шансов зацепиться за свой кусок рынка, найти нишу. К тому же, если бизнес небольшой, его легко развернуть в другую сторону, какую-то смежную сферу, - уверена Анастасия Суренкова. - Но естественно, что нужен четкий план действий на случай различных ситуаций. Рано или поздно может случиться "затык", например, перестанут идти новые клиенты, надо понимать, как пережить такую ситуацию, иметь некий запас прочности. В нашем случае было несколько "якорных клиентов", работа с которыми позволила пережить непростой период становления.

    С Темзы - на Волгу

    Впрочем, кому-то экономический кризис может оказаться только на руку, в частности, владельцам отелей. Из-за резкого скачка курса валют поток желающих отдохнуть за границей заметно иссяк, что дает шанс на развитие внутреннего туризма в России.

    Нижегородец Вячеслав Архипов вместе со своей девушкой Екатериной открыл весной 2014 года второй хостел и мини-отель. Первый хостел появился еще в 2011 году, когда Вячеславу было 19 лет. Инвестиции в проект составили 1,5 миллиона рублей: собственные средства ребят, часть вложили родители, остальное заняли. С тех пор бизнес только расширяется. Второй хостел обошелся уже в семь миллионов, мини-отель на 14 номеров у подножия кремля - в 10. Начинающие бизнесмены дважды выиграли грант областного правительства на 300 тысяч рублей, а также получили беспроцентный займ фонда "Наше будущее", привлекли частных инвесторов.

    - Мы ожидаем, что туристический потенциал города заметно вырастет к 2018 году, когда пройдет Чемпионат мира по футболу, - отмечает Вячеслав. - К тому времени построят новый терминал нижегородского аэропорта, возможно, появится высокоскоростная железнодорожная магистраль от Москвы, город в целом должен преобразиться и стать более привлекательным.

    Начали с крошки

    Есть проекты и в производственной сфере, один из примеров - друзья Сергей Гришин и Юрий Травин, открывшие по франшизе компанию по выпуску покрытий из резиновой крошки. Они могут использоваться для детских или спортивных площадок, в сельском хозяйстве. Примечательно, что до этого ребята развивались совсем в другой сфере - продавали финансовые продукты. Сергей сначала работал в банке, затем перешел в лизинговую компанию, где и познакомился с Юрием. При этом текущие сложности в экономике партнеров не смущают.

    - Финансовую сферу, где я работал раньше, стало лихорадить с начала прошлого года, в какой-то мере потрясения ноября-декабря были ожидаемы, в том числе и поэтому решили заняться чем-то новым. Никогда не будет идеального времени для начала бизнеса, надо просто решиться и быть уверенным, что твоя идея "выстрелит", - считает Сергей Гришин. - Мы хотели создать что-то новое, стали изучать направления возможного ведения бизнеса. В сентябре 2014 года наткнулись на франшизу московской компании, присмотрелись к ней, ее истории, продукт показался интересным. Достаточно быстро договорились, входной билет в этот бизнес обошелся в 850 тысяч рублей за выкуп прав, а также оборудование, предусмотрена выплата роялти.

    Как отмечают партнеры, франшиза - хороший вариант для начинающих предпринимателей без опыта. Впрочем, именно в производственной сфере в России франчайзинг развит плохо, выпуск резиновых покрытий оказался одним из немногих успешных проектов. Правда, у этого бизнеса ярко выраженная сезонность: работы можно проводить только в теплое время года, сейчас в нижегородской компании идет фаза переговоров с клиентами, собираются предзаказы. Говорить об успешности проекта пока рано, но начинающие предприниматели рассчитывают окупить вложения за один сезон, а потом выйти на прибыль. Уверенности добавляет то, что основная часть материалов - отечественная, в первую очередь это резиновая крошка. А значит, зависимость от колебаний курсов валют не такая уж большая.

    Компетентно

    Валентина Соболева, руководитель молодежного бизнес-движения "Колесо":

    - Сегодня востребовано все, что связано с сельским хозяйством, производством продуктов питания, начинающим бизнесменам стоит присмотреться к этой сфере. Также обрушился рынок внешнего туризма, люди станут больше путешествовать по России, спрос на услуги туристам вырастет. Правда надо обратить внимание, что для успеха сервис должен быть очень качественным, к чему многие привыкли за рубежом. Очень не хватает услуг по дошкольному образованию, причем в шаговой доступности от жилых микрорайонов. Это могут быть кружки, психологи, логопеды: родители всегда хотят получше подготовить детей к школе, но времени ездить далеко у них нет.

    Поделиться