12.02.2015 12:45
    Поделиться

    Как корреспондент "РГ" раздавал еду петербургским бездомным

    Выжить в холода бездомным помогают волонтеры проекта "Ночной автобус"
    Каждый вечер на улицы Петербурга выезжает автобус благотворительной организации "Ночлежка" с горячей едой для бездомных. Для многих обитателей улицы тарелка супа из рук волонтеров - единственная пища за весь день, придающая сил, чтобы пережить еще одну холодную ночь.

    Спасти, пока "не затянуло"

    - Матом не ругаться, не толкаться, женщин вперед. А ты куда? Ты уже получил, я видел, так что отходи в сторонку. - Водитель "Ночного автобуса" Игорь Антонов каждый вечер развозит горячую еду бездомным и следит за тем, чтобы все было по справедливости.

    Для них он - свой, его уважают как старшего, и только он может себе позволить управлять очередью. По словам его коллег-волонтеров, кто-то должен уметь организовывать эту толпу "сложных людей", иначе все может пойти по непредсказуемому сценарию.

    По подсчетам волонтеров, на улицах Петербурга около 60 тысяч бомжей (чиновники стараются заменять это слово деликатной фразой "бездомные граждане"). Официальной статистики на этот счет не ведется. Зато известно, что ежегодно погибают около двух тысяч бездомных, большинство - как раз во время зимних морозов. Есть надежда на пункты обогрева и дома ночного пребывания, но это не выход из ситуации. Социальные службы города и благотворительные организации могут разместить в своих приютах лишь чуть более 200 человек.

    Ночной автобус от благотворительной организации помощи бездомным "Ночлежка" курсирует по городу пять дней в неделю по расписанию, делая по четыре стоянки за несколько часов. Для Игоря Антонова все бездомные - как родные, есть такие, к кому он особенно привязался. Так, например, подружился с безногим, которого все звали Чижиком, пытался устроить его в дом инвалидов, но без документов туда не брали, и человек мерз на улице.

    - Сначала удалось положить его в больницу, - рассказывает Игорь, - пришел навестить на следующий день, а медсестры мне и говорят: "Да он ушел". - "Как ушел, куда? Он же инвалид безногий!" - "Сказал, что домой". - "Так у него же и дома нет..." Потом встретил его на улице. Сталкиваясь с такой жестокой системой, когда без бумаг тебя как будто не замечают, понимаешь, что часто измученному человеку нужно просто место, койка и доброе отношение, чтобы спокойно умереть.

    Таких, как Чижик, на улице много. По словам сотрудников "Ночлежки", здоровье их подорвано настолько, что на работу не возьмут, а пенсию или инвалидность без документов не оформят. Люди просто доживают - на улице, в отвратительных нечеловеческих условиях.

    У волонтеров есть негласный приоритет - стараться помочь в первую очередь тем, кто бродяжничает относительно недавно, пока "не затянуло". Чем дольше человек живет жизнью бездомного, тем меньше шансов вернуть его в общество.

    По одной порции в руки

    Один день работы "Ночного автобуса" обходится в 5551 рубль. На это хватает пожертвований. То же самое и с едой - некоторые кафетерии просто так отдают оставшуюся еду или специально готовят в благотворительных целях. Сегодня повезло: помимо грибного супа с хлебом, ящика чищеных луковиц и чая с булочками "Бог послал" еще и котлеты, но их всего 18.

    - Так, здесь их раздавать не будем, - говорит Игорь, подъезжая к первой остановке неподалеку от станции Сортировочная. - Если котлет не хватит, начнутся разборки.

    Около трети тех, кто приходит за бесплатными ужинами, - бабушки. Не бездомные, но очень бедствующие

    Бездомных видно не сразу. Потом вдали, в темноте, вырисовываются несколько фигур, они знают время ужина и ждут, перетаптываясь на снегу. Со всех сторон к ним подтягиваются еще и еще, набирается около 30 человек. Совершенно обычные, разные люди, разве что неухоженные, нетрезвых очень мало. В некоторых из них ни за что не заподозришь бездомных, встреть их в толпе. Кто-то работает, а потому особенно старается следить за собой. В этом им тоже помогает "Ночной автобус" - иногда здесь, кроме еды, раздают одноразовые бритвенные станки и лекарства.

    - По одной порции в руки! Если что останется, тогда можно добавки, - предупреждают волонтеры новичков. - А вот баба Вера, она исключение, ей можно двойную порцию.

    Баба Вера - не бездомная, она живет в одном из окрестных домов. Но очень бедствует. Пенсии хватает на коммунальные платежи и ничтожное количество продуктов. Благотворительные ужины для нее - настоящее спасение. Таких старушек в толпе около трети. Их жалеют, стараются пропускать вперед, наливают добавку.

    Люди мерзнут, толкаются. Кто-то суров и сосредоточен, кто-то весел и шутит, а кто-то наглеет и пытается совершенно по-детски обмануть бдительных волонтеров, получить тарелку супа второй раз - авось не запомнили, или взять порцию "для друга, который вон там, рядом, но не подошел".

    Интеллигентные бездомные

    На подъезде ко второй стоянке решаем раздать котлеты здесь, похоже, их достаточно для собравшихся. Но народ продолжает подходить и подходить, и вот уже котлеты закончились.Приходится как-то компенсировать, давать тем, кому не досталось мясного, по две булочки, но для этого надо проводить настоящий опрос. За всеми уследить невозможно, но волонтеры честно стараются отсеять желающих смухлевать: "Ел котлету? Тогда вторая булка не положена..."

    - Это унизительно! Доказывать, кто что ел, стоять на холоде, - интеллигентного вида женщина жалуется мужчине в очках.

    Обида на жизнь нет-нет да и прорвется, особенно у тех, кто еще не привык к нищете. Видно, как тонка здесь грань между силой голода и попыткой из последних сил сохранить достоинство, соблюсти приличия.

    Позже я узнаю, что эта супружеская пара стала приходить за едой недавно. Они просто не могут вернуться к себе домой. Взрослые дети - наркоманы, из дома вынесли практически все, долг за коммунальные услуги стал неподъемным, в квартире жить невозможно, отключен газ, и стареющие родители все чаще ночуют на улице...

    - Первые две стоянки - Сортировочная и Лигово - самые проблемные, - заключает Игорь. - Не знаю почему, но характер там у всех боевой, народ приходит суровый, смелый, если не сказать наглый. Дальше будет Васильевский остров, вот там совсем другой менталитет, интеллигентные бездомные, они вам еще стихи читать будут!

    И правда, раздача еды на Морской набережной проходит на удивление спокойно, народа мало. В очереди кто-то живо обсуждает музыкальное творчество раннего Pink Floyd и русский рок. Двое совсем молодых длинноволосых парней в кожаных косухах на морозе веселы и полны оптимизма. На бомжей не похожи ни капли. То ли бунтуют и сами ушли из дома, то ли просто временные финансовые трудности.

    Надежда есть

    Минимальный процент бездомных живет на улице по доброй воле, говорят в "Ночлежке". Остальные мечтают вернуться в общество, ведь почти все оказались "на дне" в результате чудовищного стечения обстоятельств. У каждого своя история: обманули при сделке с недвижимостью, потерял документы, оказался без жилья после тюрьмы или детского дома, умерли родственники, стал беженцем. Но чаще всего - и это самое страшное - люди оказываются на улице по воле близких: родственники ссорятся, выгоняют из дома детей, родителей, супругов. У многих обитающих на улице где-то есть семья, которой они не нужны. От отчаяния и безысходности начинают пить...

    Выбраться с улицы можно. Опыт "Ночлежки" показывает, что безвыходных ситуаций практически нет. В консультационную службу ежедневно приходят по 40 человек с прось-бой о помощи. Здесь им дадут юридические советы, помогут собрать или восстановить документы, найти работу, выдадут одежду и обувь, могут предоставить на время место в приюте или подсобить в покупке билета на родину.

    Как ни странно, социальные службы и волонтерские организации, по сути, занимаются одним делом, но получается у них по-разному. По статистике чиновников, к нормальной жизни возвращаются три процента бездомных, попавших в поле зрения соцработников. А через "Ночлежку" - до 60. Все потому, что даже статус бездомного официальным органам нужно подтверждать. Доказать, что ты не просто бомж, а именно петербургский. Только тогда будешь иметь право на минимальную помощь.

    Кстати, после десятилетнего "стажа бездомности" город может поставить человека в очередь на жилье. Но все понимают, что даже если такое чудо произойдет, дождаться его все равно нереально: в Питере и льготникам-то квартир не хватает, что уж там говорить о бомжах. Единственным шансом остается трудиться, пока здоров.

    - Дайте, пожалуйста, добавки, устал после работы. И завтра мне на работу в шесть утра, - просит мужичок по имени Алексей, красное от мороза лицо еле видно из капюшона. К четвертой стоянке все замерзли и устали, но остатки еды нужно раздать, поэтому добавки - можно.

    - Меня пристроили на стройку, я там и плотник, и строитель, и разнорабочий. А вообще я тут временно, - кивает он в сторону пункта обогрева. - Вот получу нужные бумажки, тогда обещали дать крышу над головой, жить буду при стройке...

    Видно, что он очень горд. Он широко улыбается беззубым ртом. У него есть надежда.

    Контакт

    Проект "Ночной автобус": (812) 319-37-94, bus@homeless.ru. Подробности на сайте "Ночлежки".

    Поделиться