11.02.2015 22:00
    Поделиться

    Пласидо Доминго спел в "Макбете" Джузеппе Верди

    В самый разгар Берлинале в Берлинской Государственной опере состоялся мировой дебют знаменитого Пласидо Доминго в партии Макбета в опере "Макбет" Джузеппе Верди.

    Культурная жизнь в февральском Берлине благодаря кинофестивалю особенно бурная, и Берлинская Штаатсопер старается соответствовать общей динамике. Сенсационная премьера сезона ожидается в конце марта: на Пасхальном фестивале Даниэля Баренбойма будет представлена опера "Парсифаль" Рихарда Вагнера в постановке Дмитрия Чернякова. А пока этот спектакль готовится, Штаатсопер выпустила премьеру одной из главных немецких опер, подобно нашей "Жизни за царя" или "Руслану и Людмиле" Глинки - "Вольного стрелка" Карла Марии фон Вебера в постановке культового театрального режиссера Михаэля Тальхаймера с сопрано Доротеей Рёшманн в партии Агаты и Анной Прохазкой, спевшей Анхен. Спектакли Штаатсопер продолжают идти на сцене Театра Шиллера на Бисмаркштрассе, куда театр перевели на время затянувшегося капитального ремонта основного здания на Унтер-ден-Линден. На новом месте острее ощущается конкуренция с Дойче Опер, расположенной по соседству на расстоянии пары кварталов. Оба театра ведут гиперактивную репертуарную политику, не скупясь на яркие режиссерские и исполнительские имена. В афише Государственной оперы акцентом февральского репертуара стало участие Пласидо Доминго в титульной партии в опере "Макбет" Верди.

    Певец века, абсолютный рекордсмен по количеству исполненных партий, 74-летний Пласидо Доминго, которого многие по инерции продолжают воспринимать как тенора (каким он и был на протяжении долгих лет своей карьеры), исполнил еще одну баритоновую партию - шекспировского Макбета. Для Доминго оперная сцена - жизнь, и потому однажды он обыграл судьбу, перейдя на более низкий регистр - баритоновый, и благополучно продолжил сценическую карьеру. Драматический ресурс этого певца, несмотря на богатство тенорового опыта, всегда было больше дорогих высоких нот, приводящих слушателей в восторг. А потому переквалификация для певца прошла естественно, "Макбет" в Штаатсопер создавать специально для Доминго не стали, а возобновили спектакль 2000 года в постановке 65-летнего Петера Муссбаха. В ее лаконичных ландшафтах нашлось место и шекспировским смыслам, и странным, далеко не всегда объяснимым причудам режиссерского театра. Народ в этой постановке в мухоподобных "фехтовальных" масках, с семенящей походкой оказался похожим на насекомых, а ведьмы в одинаковых масках - на клонированных бородатых "кончит вурст", хотя 15 лет назад об этом трансгендерном феномене слыхом не слыхивали. Главным героям придали более "антропоморфные" черты, хотя Леди Макбет в великолепном исполнении украинской драматической сопрано Людмилы Монастырской и смахивала на какую-то хищную самку-предводительницу. Пласидо Доминго пришлось немало двигаться, ощущался возраст, хотя взбегал он на холмик на зависть стремительно. Его длинноволосый черный Макбет пал жертвой черной меланхолии и интеллигентских рефлексий, о чем повествовал его магнетический голос. Сегодня не многие оперные театры в Европе могут позволить выпустить в одном спектакле сразу четыре таких крупнейших солиста, как Доминго, Монастырская, тенор Роландо Вильясон (Макдуф) и бас Рене Папе (Банко).

    Оркестр под управлением маэстро Даниэля Баренбойма мастерски демонстрировал звукописные техники, то приближая, то отдаляя кинематографичные планы оперы. Не удивимся, если в обозримом будущем на этой сцене в опере "Макбет" сделают ставку на суперзвездный дуэт Пласидо Доминго и Анны Нетребко, как известно, триумфально освоившей эту высоту в минувшем сезоне.

    Поделиться