12.02.2015 00:20
    Поделиться

    Ученые раскрыли причины понижения уровня воды Байкала

    Урез воды в Байкале - ниже критического уровня
    Байкал ежегодно отдает Ангаре 60 кубических километров воды. Нынче он недодает - урез воды опустился ниже критического уровня. К маю порог опустится, обещают Росводресурсы, на 13-16 см ниже предельного уровня. Нужно ли искать виноватого?

    Ниже уровня...

    Байкал - дитя природы. А природа не подотчетна никому. И все же...

    В Байкале 23 тыс. кубических километров питьевой воды - это равно трехлетнему стоку всех рек Евразии и более чем 20-процентному запасу пресной воды планеты. Ежегодно он производит ее по 60 кубических километров и отдает Ангаре. Так было вечно, насколько точно могла установить наука: 60 кубических километров в год в Байкал, 60 кубокилометров из Байкала. Но человеку все мало. И тогда он, мягко говоря, начал его покорять. Хотел как лучше...

    Из истории вопроса

    "Уровень Байкала за последние пять веков снижается, - утверждал Григорий Иванович Галазий, первый директор Лимнологического института, действительный член Российской академии наук, ушедший от нас, не дождавшись демонтажа БЦБК, хотя всю жизнь боролся за это. Его сердце остановилось раньше, чем целлюлозно-бумажный комбинат, травивший полувека воды озера. - Высокие исторически горизонты воды, которые повторяются один раз в 65-70 лет, стали ныне на полметра ниже, чем были 500-600 лет назад.

    Особенно заметно снижение уровня воды в озере в последние 10-15 лет, - писал Григорий Иванович в 1987 году. - Отметки приблизились к тому уровню, каким он был до строительства плотины Иркутской ГЭС. Лишь в последние годы уровень воды в Байкале несколько повысился и достиг проектных отметок".

    За весь период наблюдений учеными и специалистами установлено и зафиксировано следующее.

    "В среднем многолетнем водном балансе озера Байкал, - цитирую Государственный доклад по Байкалу 2014 года, - приходное количество воды было таким:

    • приток поверхностных вод (57,7 кубического километра в год - 82,4 процента приходной части);
    • атмосферные осадки (9,26 кубического км - 13,2 процента);
    • приток подземных вод (3,12 кубического км - 4,4 процента)".

    Годовой расход также зафиксирован не любителями:

    • сток из озера через р. Ангару (60,89 кубического км - 86,8 процента);
    • испарение (9,26 кубического км - 13,2 процента).

    После решительного вмешательства в жизнь озера людей, перегородивших вечный и свободный бег Ангары в 70 километрах от ее истока плотной Иркутской ГЭС высотой 14 метров и длиной 2,5 километра, жизнь Байкала стала иной, подвластной человеку.

    В результате в 1964 году уровень воды в озере превысил средний многолетний (вековой) на 1 метр 30 сантиметров и поверхность озера поднялась и достигла 456 метров 80 сантиметров по тихоокеанской шкале высот. Теперь плотина Иркутской ГЭС выровняла на одну высоту воды Байкала и Иркутского водохранилища.

    С тех пор Байкал стал зарегулированным водоемом со всеми вытекающими (извините за невольный каламбур) из этого факта последствиями. Его уровень поддерживается на 1 метр выше, чем был до строительства Иркутской ГЭС. Этот метр "отодвинул" берега озера, затопив их и увеличив площадь водного зеркала примерно на 500 квадратных километров до 31 500 квадратных км. Соответственно увеличилось и испарение озера. При этом "большие размеры озера, вытянутость его котловины на 636 километров, сложные рельеф и конфигурация берегов вызывают многообразие местных ветров, а также неравномерность распределения атмосферного давления по акватории и, как следствие, сгонно-нагонные и сейшевые явления".

    Это приводит к перекосам уровня поверхности озера, достигающим 18-20 сантиметров. Зарегулированность отразилась и на увеличении амплитуды колебаний уровня озера (от 80 до 113 сантиметров), при этом сроки наибольших наполнений озера тоже сдвинулись.

    Ангарские качели, или Плюс электрификация...

    Уровень воды в Байкале зависит не только от соотношения этих составляющих. Нынче на байкальской воде работает целый каскад гидроэлектростанций, построенных на Ангаре, - Иркутская, Братская, Усть-Илимская. С 1 декабря 2012 года была пущена Богучанская ГЭС. Гигантское ее водохранилище с площадью водного зеркала 2360 квадратных километров по плану должно было наполниться к 31 декабря 2014 года...

    Каскад работает как всякий каскад: вода из Байкала переливается через Ангару в Иркутское водохранилище, отдавая турбинам Иркутской ГЭС свою мощность, затем течет до плотины Братской ГЭС, которая получает свою долю накопленной энергии; далее по той же схеме через плотину Усть-Илимской ГЭС, на Богучанскую...

    Но есть еще и крупные промышленные центры, которые живут и работают на ангарско-байкальской воде.

    Тут возникает первая закавыка: а сколько воды получит каждая ГЭС, чтобы удовлетворить свои аппетиты? Сколько заработает на байкальской воде?

    Начнем с Иркутской ГЭС. В 1964 году уровень озера Байкал подскочил на 1 метр 30 сантиметров. Хорошо стало Иркутской ГЭС: "лишний" подпор воды позволял перекрыть плановое количество электроэнергии, которой всегда и почти везде в Советском Союзе не хватало.

    Но поднявшаяся на метр с лишним вода стала обрушать берега Байкала. Особенно в беспокойные периоды осенью и весной.

    Спор длился долго. Чем жертвовать: историко-географической ценностью Байкала или дефицитными киловаттами? Ученые стояли на том, чтобы вернуть Байкалу его исторический уровень, ибо на его берегах обнаружены следы стоянок древнего человека, наскальные рисунки у уреза воды и другие природные и исторические артефакты.

    Энергетики, естественно, противопоставляли свой интерес: коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны. Вы не хотите жить при коммунизме? Энергетики стали получать премии за перевыполнение плана выработки электроэнергии. Короче, тяжба шла все предшествующие годы.

    Пожалуй, в этот период остро встал вопрос о байкальской воде как источнике материального благополучия приангарских городов и других населенных пунктов и особенно крупных трудовых коллективов, их предприятий, которые возникли по берегам Ангары и на ее воде.

    Впервые байкальско-ангарская вода обрела ценовой эквивалент. Впервые из теоретической категории "самой лучшей и чистой в мире" она превратилась в реальную статью бюджета у энергетиков, в жилищно-коммунальном хозяйстве и на химических производствах Приангарья. За байкальской водой выстроилась очередь: каждый стремился заполучить ее себе как можно больше. Яростная дележка обернулась дурными последствиями для Байкала.

    Но это станет очевидным через полтора десятилетия.

    Правительство РФ 26 марта 2001 года приняло специальное постановление за N 234 по этому поводу "О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности". По самому названию этого документа сразу видно, что на первое место в этой дележке поставлены интересы Байкала и его природоохранной зоны. Пределы уровней озера были обозначены так: максимальный уровень - 457,0 метра и минимальный - 456,0. Слив воды в один метр между этими уровнями дань энергетикам и коммунальщикам. Как мы помним, он появился на озере после заполнения водохранилища Иркутской ГЭС при увеличившемся зеркале озера до 31 500 квадратных километров. Этот метровый (рабочий) слой содержит ныне в себе 31,5 кубического километра воды. Это плюс к тому, что уже имеют в своих водохранилищах ангарские ГЭС.

    По данным территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Енисейского бассейнового водного управления Росводресурсов (начальник Михаил Густавович Людвиг) и ОАО "Иркутскэнерго" (генеральный директор Олег Николаевич Причко), "каскад Ангарских водохранилищ соответствует суммарной мощности гидроэлектростанций 9002 МВт с годовой выработкой электроэнергии около 49 миллиардов кВч". Накопленная в водохранилищах байкальская (плюс боковые притоки) вода позволила им выработать за 2013 год 47,4 млрд кВч электроэнергии. Если учесть, что водохранилище Богучанской ГЭС было заполнено до отметки 192,69 метра (проектный объем - 208 метров), то недобор полутора миллиарда кВч можно считать нормальным.

    Но в 2014 году на Богучанская ГЭС недополучила плановое количество воды. На 1 февраля 2015 года ее водохранилище заполнилось до отметки 206 метров, продолжая сбрасывать ежесуточно по 1500-1600 кубометров в секунду.

    В конце января 2015 года кто только не выступил в качестве "эксперта" по байкальским делам. Хотя высказываются и трезвые мысли: мол, кто-то из энергетиков перестарался - слил "лишние" кубометры по весне, памятуя о зейском прецеденте, когда несколько лет назад там сначала поднимали, копили "про запас" лишние кубометры, а потом устроили потоп населению, слив излишки.

    Сегодня высветился во всей своей неприглядности один существенный факт, характеризующий российскую управленческо-административную бюрократию.

    Трех лет хватило, чтобы убедиться: срочно нужны особые правила пользования водными ресурсами озера Байкал и Иркутского водохранилища. 27 июля 2003 года на совещании у председателя правительства РФ было принято решение немедленно разработать эти правила. Поручение было дано Минприроды России, Минэнерго России, Минтрансу России, МЧС России, Госкомрыболовства РФ, Росгидромету, правительству Бурятии и администрации Иркутской области и Водоресурсам. Потом по этому поводу прошли совещания у региональных и ведомственных начальников. Потом...

    Сегодня выяснилось: таких общих правил не существует, каждый действует в соответствии со своими ведомственными интересами.

    Так же остро уже возникал этот вопрос в 1996-2003 гг. (период низкой водности), когда ежегодный приток в Байкале опускался до 70-80 процентов от установленной нормы, что не позволяло обеспечить запас воды на перспективу. (Это было еще до пуска Богучанской ГЭС). Тогда экономические, социальные и экологические осложнения остро поставили вопрос о принципиально новых правилах пользования ресурсами Байкала.

    Но урок, как теперь выясняется, не пошел впрок.

    И тоже виноватых нет: все хотели как лучше...

    Учитывая установленные тем правительственным документом ограничения и взаимозависимость всех пользователей водой Ангарского и Енисейского каскадов и озера Байкал, совещание у премьера определило ориентиры новых правил и ответственность ведомств и органов местной власти в условиях, особо подчеркнуто, затяжного маловодья (многоводья) в бассейне озера, а также в сложившихся экстремальных ситуациях, связанных с этими явлениями.

    Государственный доклад по Байкалу 2010 года констатирует: "В 2004-2007 гг. проект новой редакции данных "Правил"... по заказу Росводресурсов разрабатывал ФГУП "Центр регистра и кадастра". В 2009 году указанные "Правила" утверждены не были".

    Наконец, в докладе 2013-2014 гг. в адрес Росводресурсов упрямо было записано (в который раз!): "Завершить разработку новой редакции "Положения о правилах пользования водными ресурсами водохранилищ Ангарского каскада ГЭС".

    И там же напоминалось для умных (а не умничающих): близкие к предельным минимальным значениям уровни наблюдались в Байкале в 2001 году (456,01 м), в 2003 году (456,02 м), в 2008 году (456,05 м)...

    Не были утверждены новые правила и в 2014-м. Хотя г-жа Селиверстова, ныне возглавляющая водоресурсное ведомство, возмущается: да разве в этих правилах дело?..

    Да, видимо, не только в них.

    Ежегодное игнорирование правительственного поручения со стороны Росводресурсов и их партнеров уже выглядит, извините, чиновничьим сговором, если не саботажем.

    ...И вот когда мы обсуждали сложившуюся ныне на ангарско-байкальском каскаде ситуацию, один из ее участников на мой вопрос, почему такое происходит, ответил своим вопросом:

    - А вы знаете, что поручения президента выполняются менее чем на 80 процентов?

    Я возразил, что с этим сам президент разберется, а мы сейчас говорим о служебной дисциплине чиновников на Байкале, приставленных как зеницу ока беречь богатства озера.

    - Ой, - спохватился он. - Я оговорился. На 80 процентов не выполняются поручения президента.

    - Торговать байкальской водой - это чушь, бред, - возмущается ученый муж, возглавляющий "водный" институт.

    Но ее давно успешно и с прибылью продают по крупным городам России - в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Новосибирске, других...

    А теперь давайте вернемся к тому, с чего начали.

    В озере Байкал 20 с лишним процентов мировых запасов пресной питьевой воды превосходного качества. Эти запасы ежегодно и ежесекундно пополняются с водосборной Байкальской природной территории (БПТ), равной более 540 тысячам квадратных километров. Это чуть меньше, чем территории Великобритании и Польши вместе взятые. Годовой сток нашего великого озера, повторюсь, извините (а значит, ежегодно "возмещаемый", пополняемый), - 60 кубических километров.

    Проживает на Байкальской природной территории всего 2 миллиона 448 тысяч человек. Ангарской водой пользуются и того меньше - только иркутяне.

    И им не хватает 60 кубических километров воды в год?!

    Не смешно.

    И каскаду гидроэлектростанций, ныне образовавших четыре крупных водохранилища, обладающих общей полезной емкостью воды 41,505 кубического километра, тоже "не хватает" для выработки проектного количества электроэнергии? По расчетам специалистов?

    Правда, ни эти специалисты, ни энергетики, ни другие водопользователи Байкала не рассчитывали, что так бездарно сработает отрасль, которая должна прогнозировать погоду. Ее прогноз на 2014 год оказался далек от профессионального и не позволил за годы рассчитать необходимый запас воды и предельный объем ее сброса.

    В результате даже межправительственная комиссия по чрезвычайным ситуациям зашла в тупик: с долгосрочным прогнозом по водности прибайкальских территорий мы лопухнулись по-крупному, а виноватых нет. Есть только крупные непредвиденные расходы. А ведь на гидрометеорологов спутники работают из космоса, земные посты наблюдения и на Байкале, метеостанции и посты наблюдения в горах и долинах имеются...

    Узелок на память

    На нерест в реки омуль, например, идет с конца августа - начала сентября (при температуре воды в реках 8-13 градусов) и до конца ноября. Нерестовое стадо омуля (численность от полутора до шести-восьми миллионов особей) откладывает до 25-30 миллиардов икринок, которая созревает 200-220 дней. Так что природа мудрее человека: в самый пик многоводья рыба идет на нерест, страхуя продолжение рода от нашей дурости.

    У Байкала тоже свой отработанный и отшлифованный цикл: с апреля по август-сентябрь он накапливает воду, с октября по март ее отдает. Как прикажет погода-природа.

    Ученые Лимнологического института СО РАН доказали цикличность этих колебаний. Но разве нынешние администраторы, ставшие все сплошь по крайней мере кандидатами наук, позволят себе внимательнее изучать достижения вековой науки: мы сами... с волосами.

    Как выглядят на самом деле периодические колебания притока воды в Байкал, показано на нашем рисунке, взятом из государственного доклада 2014 года. Естественный процесс для Байкала с поправкой на человеческий фактор.

    Не Байкал "виноват" в промахах Росводресурсов, а потребители, стоящие у затворов водозаборов: байкальской воды на всю Россию хватит на века вперед, если хозяева ресурсов окончательно не очумеют от своей алчности.

    Кстати

    В академическом словаре-справочнике прочитал: суммарный годовой сток всех рек в Мировой океан - 42 тысячи кубических километров. Всего-то меньше двух Байкалов! Так мало для планеты и так важно, много для нашего Байкала! На всю землю, на ее пять океанов, чтобы поддержать их в стабильном творческом рабочем состоянии - всего два Байкала! Да это же важнейший фактор мировой экологической - и не только! - стабильности, наш Байкал.

    На фоне этих чисел вода нашего озера и он сам со своей особой природной территорией обретают иной смысл и иной вес в наших национальных ценностях, с которыми ничто не сравнится - ни нефтяные реки и озера, ни газовые купола, ни тонны беленой целлюлозы, ни киловатт-часы гидростанций. Хотя они нам ой как нужны - на них базируется наше материальное благополучие и оборонная мощь.

    Народ, видимо, и без знания такой фантастической арифметики давно осознал и возвел в степень национальной гордости и достояния неповторимый сибирский феномен с его единственной в мире байкальской цивилизацией. И готов стоять за него горой: Байкал прожил долгую счастливую жизнь без нас, каким мы оставим его нашим потомкам?

    Похоже, что управление бесценными ресурсами Байкала пока еще ниже уровня.

    Поделиться