10.02.2015 00:49
    Поделиться

    Число микрофинансовых организаций в России сократится в два раза

    Россия продолжает оставаться страной с наибольшим количеством микрофинансовых организаций в мире: сегодня их более 4 тысяч. Однако, по нашим оценкам, уже в этом году число МФО может сократиться в два раза. Связано это прежде всего с работой регулятора. В 2015 году рынок ожидает консолидация и усиление контроля.

    Самые важные из принятых в прошлом году мер - введение резервирования для МФО и возможность учета резервов в налоговом учете. Это ставит МФО в один ряд с кредитными организациями и обеспечивает адекватную финансовую отчетность. ЦБ определил плановый переход МФО на рельсы резервирования, и 2015 год должен показать эффективность этих мер. Регулятор принимает ряд подзаконных актов, регулирующих рынок микрофинансирования, приводя небанковские финансовые структуры к единому стандарту учета операций.

    Изменена система отчетности МФО. В свете принятия Закона "О потребительском кредите (займе)" МФО должны вести учет полной стоимости предоставляемых займов, на основании которых ЦБ ограничивает предельное значение ПСК (полная стоимость кредита) по рынку. Это станет обязательным с третьего квартала 2015 года и будет регулировать максимально допустимые ставки, вмешиваясь тем самым напрямую в отношения сторон договора займа. В то же время такая инициатива сделала финансовую услугу более понятной для рядового потребителя.

    Остается актуальным вопрос ресурсной базы для микрофинансовых организаций. Одним из вариантов ее расширения для МФО могло бы стать изменение положений законодательства - предоставление МФО возможности размещения эмиссионных ценных бумаг на организованных рынках с номинальной стоимостью менее 1,5 млн рублей не только для квалифицированных инвесторов, но и для иных физических лиц. Особо я бы хотел выделить необходимость включения облигаций МФО, удовлетворяющих повышенным требованиям к финансовой устойчивости, в ломбардный список ЦБ. Это повысит ликвидность и инвестиционную привлекательность облигаций при размещениях на внутреннем рынке. Также важно обеспечить допуск МФО к финансированию в виде размещения свободных средств минфина.

    В ситуации системного банковского кризиса, когда риск инвестиций в традиционные финансовые институты растет, физические лица начинают обращать внимание на инвестиции в быстрорастущие инновационные компании, позволяющие сохранить и приумножить вложения. Учитывая то, что темпы роста рынка МФО больше, чем банков, то и темпы роста привлечения от физических лиц будут выше. Но вследствие малых объемов всего рынка МФО по сравнению с банками объем пассивов МФО будет во много раз меньше, чем объем банковских пассивов. Нам видится крайне эффективным и создание аналога АСВ для рынка МФО, что повысит инвестиционную привлекательность МФО для физических лиц. Это могла бы быть отдельная организация, с безусловными отчислениями от МФО. Впрочем, готовы к этому сегодня только большие компании, лидеры рынка.

    Даже банки, у которых есть избыточная ликвидность, не спешат кредитовать, опасаясь возможного оттока своей клиентской базы. Безусловно, одобрение у банков падает, количество людей, которые смогут получить деньги в кредитных организациях, уменьшится. Но это не значит, что линейно увеличатся заявки в МФО. Связано это с тем, что банковский клиент изначально был готов и хотел получить большую сумму, в среднем 70-80 тысяч рублей, если говорить о потребительских кредитах, и под ставку существенно меньше 100% годовых. МФО, в свою очередь, могут выдать при первичном обращении максимум 30 тысяч и до 15 тысяч в модели PDL, со ставкой более 100%. Соответственно, далеко не каждого клиента, кому отказали в банке, в первую очередь устроит сумма, а даже если и устроит, то не подойдет ставка.

    При этом если говорить про POS-сегмент, то в нем действительно разница в продуктах уже не такая разительная. Но включается другой мотиватор. Например, человек хочет именно сейчас купить телевизор, и ему предлагают его купить в кредит в самой торговой точке, работает инструмент импульсной покупки. МФО не работает в торговых залах, так сегодня работает ретейл, поэтому человеку нужно выйти, найти МФО, в процессе он еще раз все взвесит, и решение о покупке может стать уже не таким очевидным. Если сравнивать два сегмента, то в POS переток может быть ощутимым, но МФО и ретейлу еще нужно поработать, чтобы не терять импульсного желания клиента.

    Сейчас нестабильна стоимость денег в стране. Рынок находится в ожидании следующих действий ЦБ, так как длительное удерживание высокой учетной ставки остановит рынок кредитования бизнеса и через какое-то время разгонит инфляцию. В экономике РФ не хватает ликвидности также из-за введенных санкций и как следствие невозможности рефинансировать западные кредиты.

    Тем не менее микрофинансирование остается одним из самых динамичных секторов с текущим объемом рынка в 120 млрд рублей, с перспективой в 350 млрд рублей и ежегодным ростом в 40%. Потенциал рынка огромный: около 70% жителей небольших городов не обслуживаются банками, а пересечение клиентов банковского сектора и сектора МФО составляет всего 25%.

    В 2015 году МФО будут конкурировать за счет технологичности и клиентоориентированности. Интернет, социальные сети, а также продукты, позволяющие автоматизировать процессы выдачи и сбора займов, станут конкурентным преимуществом. Переход на цифровые технологии в секторе, работающем с subprime-сегментом заемщиков, где ранее такие приложения никогда не использовались, говорит о его переходе на новый качественный уровень работы с клиентом. Рынок МФО трансформируется в полноценный, качественный сегмент, регулируемый ЦБ, с игроками, готовыми вкладываться с инфраструктуру и эффективное взаимодействие как с клиентами, так и с сотрудниками.

    Поделиться