10.02.2015 00:40
    Поделиться

    Дума предложила ввести оценку Счетной палатой новых налоговых льгот

    Необходимость новых преференций проанализируют аудиторы
    В Госдуму поступил законопроект, которым предлагается ввести оценку Счетной палатой новых налоговых льгот. СП РФ ведет анализ необходимости действующих льгот, ее заключение является ключевым фактором при принятии решения об отмене льготы. Но в России принимаются новые преференции для бизнеса, которые рискуют попасть в список анализируемых палатой документов уже после внедрения. Что нелогично. Легче дать им оценку на этапе законопроекта и отказаться от их применения.

    "Законом N 41-ФЗ от 05.04.2013 "О Счетной палате РФ" предусмотрено, что одной из задач палаты является оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов", - поясняет старший юрист фирмы "ЮСТ" Екатерина Болдинова.

    Налоговые льготы вводятся в действие или отменяются путем внесения изменений в НК РФ. "Поправки проходят все сопутствующие принятию федеральных законов процедуры: рассмотрение в Госдуме, Совете Федерации, общественное обсуждение, обсуждение с региональными парламентами", - перечисляет Александр Житнич, управляющий партнер "Алариус Консалтинг". С одной стороны, предлагается к длинному списку процедур прибавить еще одну, что увеличит срок рассмотрения законопроектов. С другой, если уже принятые налоговые льготы приходится оценивать с позиции необходимости, то проще их не вводить. "Изменения в Закон "О Счетной палате РФ" вносятся для того, чтобы свести к минимуму введение неэффективных или излишних налоговых льгот", - уверяет Болдинова.

    Сейчас анализ законопроектов Счетной палатой, которые предусматривают введение льгот, не запрещен и не разрешен. "У Счетной палаты уже сейчас есть полномочия по экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных актов. Но они действуют только в части законов, которые могут привести к изменению доходов бюджетов, - говорит Екатерина Болдинова. - Формально экспертизу законов, устанавливающих налоговые льготы, можно отнести к этой категории. И с этой точки зрения никаких дополнительных изменений в законодательство вводить не нужно. Однако законодатель, по всей видимости, решил очертить функции и задачи Счетной палаты максимально четко во избежание разночтений". И это вполне обосновано, ведь своим формальным правом Счетная палата не пользуется. Поэтому для изменения сложившейся практики рассмотрения законопроектов и введения оценки СП РФ в качестве обязательной для всех документов о налоговых преференциях требуется уточнить законодательство.

    Предполагается, что анализ Счетной палатой льгот даст положительный, выраженный в денежном эквиваленте результат. "Изучение Счетной палатой проектов таких законов поможет выявить не только излишние расходы, но и источники резерва для дополнительных доходов бюджетов, что сейчас особенно актуально", - считает Екатерина Болдинова.

    Сегодня новых документов о введении налоговых льгот всего несколько. "На рассмотрении в Госдуме находится законопроект N 163349-6 о продлении действия льготы по НДПИ для сырой нефти, добываемой в определенных субъектах РФ, сейчас над ним работают минэнерго и минфин. И законопроект N 527476-6 о предоставлении налоговых льгот для субъектов ОЭЗ в Магаданской области", - говорит Житнич. Основная масса документов, касающихся налогов, была рассмотрена в осеннюю сессию. Но уже скоро может настать очередная горячая пора. Антикризисные меры предполагают в том числе и налоговые льготы. Дополнительный госорган, который даст оценку их эффективности, не помешает.

    Однако эксперты отмечают, что проблемы с налоговыми льготами возникают не на этапе их принятия, а на этапе применения. "НК РФ установлен значительный перечень льгот по региональным и местным налогам, - рассказывает Александр Житнич. - И каждый субъект РФ принимает решение о введении или невведении этих льгот на своей территории самостоятельно. Практика показывает, что, например, льготы, предусмотренные для малого бизнеса в полном объеме, вводятся в большинстве случаев на территории республик Северного Кавказа. А развитые регионы, такие как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, либо вообще их не применяют, либо разрешают их применение очень узкому кругу налогоплательщиков". Эффективность использования льгот на местном уровне и их влияние на развитие бизнеса в регионах никем не анализируется.

    Поделиться