издается с 1879Купить журнал

Каргополь. Звезда севера

До сих пор историки не пришли к общему мнению насчёт того, когда был основан Каргополь и каково значение самого этого имени. На оба эти вопроса существуют разные ответы, в том числе довольно фантастические. Их обзор ещё в 1984 году был приведён в книге Г. П. Дурасова1.

Большинство специалистов соглашаются с тем, что этот небольшой городок с населением чуть больше 10 тысяч жителей в юго-западной части Архангельской области принадлежит к самым древним поселениям русского Севера и основан в XII, а может быть, даже в XI веке. Вероятно, торговые люди из Новгородской земли, то есть наиболее активного экономического центра средневековой Руси, были частыми гостями в этих местах, хотя у нас нет никаких точных сведений о том, кто и когда основал здесь поселение.

Благоприятное местоположение этого поселения близ озера Лача и в верхнем течении реки Онеги привлекало внимание соседних княжеств, например, Белозерского и Вологодского, однако здесь господствовал Новгород. Первое из дошедших до нас исторических известий о Каргополе касается его князя Глеба, который сражался на стороне великого князя московского Дмитрия в победоносной битве на Куликовом поле в 1380 году. Когда в конце XV века Москва подчинила себе Новгород, земли Каргополя отошли к владениям Ивана III. К 1560-м годам город был уже довольно значимым центром. Иван IV Грозный приказал провести перепись в Каргополе и в 1565 году включил этот город в свои личные владения, то есть опричнину2.

Торговые пути по Онеге в сторону Белого моря давно уже утратили своё значение. Соль давно уже не является более главным товаром и достоянием этих мест. Только издалека заметные белокаменные храмы Каргополя продолжают напоминать о его былом богатстве. Город и сейчас во многом сохранил тот облик, который он имел в XVI веке. Его размеры и границы почти не изменились с тех пор, даже несмотря на то, что пожар 1765 года уничтожил значительную часть поселения и нанёс серьёзный ущерб каменным постройкам. Во время восстановления города появился запрет на возведение бревенчатых домов в непосредственной близости от церквей. Здесь сыграли свою роль и соображения пожарной безопасности, и эстетические критерии. Теперь ничто не заслоняет общий вид на белокаменные храмы, которые выстроились внушительной цепью вдоль берега широкой Онеги.

Раскинувшись в природном ландшафте, Каргополь подчинился регулярному плану в виде решётки из улиц, типичному для городских реалий эпохи Екатерины Великой. И всё же основные группы храмов, определяющие вид города, возникли ещё в средние века. В средоточии городского организма, поблизости от берега Онеги, находится старейший и наиболее значительный архитектурный памятник города, собор Рождества Христова, начатый в 1552 году и законченный спустя десять лет. Его облик с тех пор сильно изменился. Сначала, в 1652 году возник придел свв. Филиппа и Алексея, примыкающий к северному фасаду. Вскоре после того подобная же пристройка скрыла южный фасад, а главный вход, с западной стороны, был снабжён большим порталом и лестницей. Эти добавления составили своего рода внешнюю оболочку сооружения. В течение столетий сильно изменился и уровень почвы, так что здание ушло в землю по меньшей мере на метр3.

Неистовое пламя пожара в 1765 году вызвало появление трещин в стенах собора, и они были укреплены мощными контрфорсами по углам. Таким образом, первоначальное белокаменное сооружение со всех сторон оказалось закрыто пристройками. Пожар также сильно повредил фрески, первоначально украшавшие интерьер. Купола, имевшие деревянные детали, сгорели, а те части росписи, которые не погибли от огня и дыма, были повреждены природными стихиями за те пять лет, когда храм стоял без перекрытия и ожидал ремонта. Сегодня стены побелены, и лишь небольшой кусок первоначальной росписи доступен взгляду, над западным входом. То, что осталось от иконостаса, также относится ко времени после 1765 года. Любопытная деталь сохранилась в интерьере: это отлитая из металла рука, находящаяся в центральном куполе и поддерживающая цепь, на которой крепится главная люстра собора. Во время перепланировки города после пожара территория вокруг собора была очищена, вследствие чего возникла так называемая Новая рыночная площадь. С северо-восточной стороны она ограничена храмом Иоанна Предтечи, построенным ещё до пожара, не позднее 1751 года. Строгая и простая по своим формам, церковь высоко поднимается над окрестными постройками своими барочными куполами.

В центре ансамбля Новой рыночной площади (именуемой также Соборной площадью) возвышается большая трёхэтажная колокольня, строительство которой было начато в 1767 году по инициативе Якова Ефимовича Сиверса, новгородского губернатора. Постройка была частью плана восстановления и оживления города после катастрофы. Соединявшая в себе элементы барокко и классицизма, колокольня была возведена в честь Екатерины II - хотя императрица никогда не посещала Каргополь. Из-за сложностей с доставкой строительных материалов процесс строительства растянулся с 1772 по 1778 год. В результате город приобрёл эффектный опознавательный знак, а суда, проплывавшие по Онеге, могли из далека заметить вершину колокольни4.

Северо-западная сторона Соборной площади занята церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она построена в 1802-1808 годах в суровом архаизирующем стиле и дополняет другие сакральные постройки архитектурного ансамбля Каргополя. Сегодня церковь используется в качестве музея и галереи, где собраны и демонстрируются произведения традиционных художественных ремёсел, а также местных художников наших дней, например,Валентина Шевелёва.

В восточной части Каргополя, на расстоянии нескольких сотен метров от центра и близ старого крепостного земляного вала, располагается большая, выстроенная из известняка церковь Вознесения. Она появилась в конце XVII века и отличается стилевыми чертами, свойственными русским храмам за два века до того. Многие города в ныне обедневших районах Русского Севера имеют подобные большие церкви, богато украшенные внутри (во всяком случае, первоначально). Сегодня невозможно даже представить себе богатство людей, которые в своё время финансировали такие сооружения. Слишком многое было утрачено в предыдущие десятилетия (и даже ещё ранее), и слишком мало средств удаётся сегодня получить для того, чтобы поддерживать в нормальном состоянии то, что осталось от прошлого. Например, храм Вознесения (давший имя окружающей его площади) дополнялся храмом Всемилостивого Спасителя. Чуть поодаль находилась и деревянная (бревенчатая) церковь. Ныне от этого внушительного ансамбля остался только храм Вознесения.

Поблизости возвышается внушительный купол в "греческом стиле". Он принадлежит церкви Троицы, которая стала одним из ранних образцов неовизантийского стиля. Начатая строительством в 1790 году и законченная в 1802-м, эта церковь дополнялась другим храмом, св. Иоанна, который не сохранился до наших дней. Ныне храм Троицы хранит собрание народных промыслов, принадлежащее местному музею. Большое подкупольное пространство очень эффектно используется для экспонирования уникальных вещей народного быта и художественных изделий. В противоположном, западном конце Каргополя мы обнаружим похожую группу храмов, включающую в себя примечательную церковь Благовещения, законченную строительством в 1692 году. Документы указывают, что её соорудил зодчий по фамилии Шахов, а молодой царь Пётр I пожертвовал на строительство 100 рублей.

Это здание также построено из блоков местного известняка. Большие окна церкви Благовещения обрамлены резными наличниками, они столь богаты и изобретательны, что замечательный историк искусства Игорь Грабарь написал в начале XX века, что эти шедевры могли бы посоперничать с убранством раннего флорентийского Возрождения5. В самом деле, мы могли бы ожидать встретить нечто подобное в постройках Московского Кремля конца XV века, однако в Москве ничего подобного не имеется. Ни с чем не сравнима и апсида каргопольской церкви с её слепой аркадой.

Церковь Благовещения сегодня никак не используется - как и её северная соседка, построенная в XVIII веке церковь св. Николая. Последняя выглядит довольно суровой и лапидарной, почти современной постройкой в виде белоснежного куба. Первоначально её главный объём имел пять куполов, но лишь один из них сохранился, а остальные были разрушены в советскую эпоху. В своей совокупности эти храмы обозначали территорию Старой рыночной площади. На севере она была ограничена ещё одним храмовым сооружением: это церковь Рождества Богородицы, законченная в 1682 году. Она была меньше по размеру, нежели церковь Благовещения, но тоже имела резные каменные украшения и была фланкирована двумя приделами, с северной и южной стороны. Г. В. Алфёрова связывает такой сложный план небольшого храма с линией развития московских приходских церквей того же периода6. Сегодня церковь Рождества Богородицы осталась единственной действующей приходской церковью Каргополя. Город не имеет средств на содержание хотя бы ещё одного храма.

В западном углу первоначального старого города находится возвышенность, которая именуется здесь "горой". На ней стоит самая поздняя из сохранившихся церквей Каргополя - церковь свв. Зосимы и Савватия. Она закончена в 1819 году к приезду императора Александра I. Её классицистический стиль и купол-ротонда указывают на прообразы в древнеримской архитектуре, она также напоминает большой помещичий дом в одном из тогдашних богатых имений России. В самом деле, этот храм был одним из самых богатых в XIX веке, поскольку в его собственности находились обширные лесистые регионы Севера. Здание было обновлено и сегодня используется как один из отделов Каргопольского государственного историко-архивного и художественного музея. Здесь есть интересная экспозиция икон и других предметов церковного искусства, включая резные деревянные изображения таких cвятых, как Никола Можайский. Примечательно, что некоторые из лучших каргопольских икон сегодня оказались в различных музейных коллекциях России, включаяЭрмитаж и Русский музей.

К началу XX века в Каргополе имелось 22 церкви и два монастыря. Подобно другим старинным городам России (например, Суздалю), Каргополь остался в стороне от железных дорог, а в результате потерял былое значение. Он превратился в дальнюю периферию с традиционным укладом жизни и причудливыми местными легендами, с архаическими нравами7.

Полусонное существование и атмосфера "медвежьего угла", к сожалению, не способствовали сохранности памятников архитектуры. В советский период половина городских церквей погибла в результате намеренного разрушения либо заброшенности. В отличие от более удачливого Суздаля, Каргополь не имел поблизости от себя крупных населённых центров и дорожных сетей, которые могли бы способствовать развитию туризма и получению соответствующей прибыли.

Тем не менее Каргополь сохранил значительную часть своей застройки, в основном XIX века, - целые комплексы одноэтажных и двухэтажных бревенчатых домов, большинство из которых покрыты дранкой. Резные обрамления окон здесь выполнены не так изысканно, как в центральной России. Декоративные элементы и пропорции жилищ отражают традиционные эстетические представления, укоренённые в солидном благополучии купцов, ремесленников и чиновников. Суровые зимы постоянно наносят ущерб этим постройкам и требуют постоянных вложений в их ремонт и содержание, а сегодня то и другое часто уже не под силу местному населению. Как ни сложна проблема сохранения художественного наследия в самом Каргополе, ещё более затруднительное положение наблюдается в окрестных сельских поселениях. Они славятся на всю Россию великолепными образцами бревенчатой архитектуры и народного искусства. Как и в других местах Архангельской области, здесь слишком часто только фотографии сохраняют нам облик тех или иных построек и ансамблей. Под угрозой находится целый ряд деревянных храмов в селе Лядины. Но это уже немного другая история...

  • 1. Дурасов Г. П. Каргополье: художественные сокровища. М. 1984. С. 8. По мнению Дурасова, самое достоверное объяснение названия города связано с присутствием в этом местеплодородной почвы, что встречается крайне редко на русском Севере, неблагоприятном для земледелия.
  • 2. См.: Гунн Г. П. Каргополье - Онега. М. 1989. С. 15; Бартенев И. А., Фёдоров Б. Н. Архитектурные памятники русского Севера. Л. 1968. С. 105; Алфёрова Г. В. Каргополь и Каргополье. М. 1973.
  • 3. О средневековых упоминаниях о Каргополе см.: Дурасов Г. П. Указ. соч. С. 8-9.
  • 4. О возникновении нового городского плана см.: Крючкова М. Н. Соборная колокольня города Каргополя: легенды и факты// Каргополь: историческое и культурное наследие. Каргополь. 1996. С. 92.
  • 5. Грабарь И. История русского искусства.Т. 1. М. 1909. С. 14.
  • 6. Алфёрова Г. В. Указ. соч. С. 41.
  • 7. Крючкова М. Н. "Подобно Траяновой колонне …"//Московский журнал. 1997. № 11. С. 32.