08.02.2015 22:56
    Поделиться

    Андрей Максимов: Редкий взрослый передает опыт построения счастья

    Как-то так получилось, что ко мне, как к коучу, в последнее время приходит очень много людей, которые озабочены тем, как им установить отношения либо с собственными детьми, либо с собственными родителями.

    И вот я все время пытаюсь разобраться: что лежит в основе конфликтов между "отцами и детьми"? Очевидно, что это некое родительское заблуждение. Хотелось бы понять: какое именно.

    Пытаясь помочь очередным нерадивым родителям, мне кажется, я понял, в чем тут дело. И поскольку считаю, что мысль вполне может быть главным событием недели, решил поделиться ею с читателями "Российской газеты". Не потому что она такая уж гениальная, а потому что мне представляется очень важным понимать: на каком принципе строятся отношения родителей и детей.

    Анализируя многочисленные встречи с теми, кто приходит ко мне на консультации и лекции, я понял: главная проблема родителей в том, что они считают ребенка своей собственностью, чтобы не сказать: своим рабом.

    И если ребенок не хочет делать то, что приказывают папа и мама, взрослые искренне удивляются: как же так! Это наш ребенок! Мы его кормили-поили-одевали-обували! Чего это он не желает жить так, как хочется нам?!

    Откуда идет эта наша родительская уверенность в том, что мы - хозяева жизни, а дети - гости?

    От нашего в целом атеистического восприятия мира. Даже если мы ходим в храм и соблюдаем обряды, в повседневной практике мы исходим из того, что жизнь дается человеку один раз. Ребенок появился в этой взрослой жизни, его поджидают тут взрослые люди, знающие, как тут жить.

    Если же исходить из того, что душа человеческая бессмертна, нетрудно предположить, что она возвращается в тот мир, откуда приходят дети. Дети - посланники того вечного мира, в котором мы - гости. Наше земное существование слишком ничтожно в сравнении с той огромной жизнью, которой жила душа.

    С точки зрения психофилософии, младенец есть нравственный идеал человека, потому что он абсолютно естественен. Но чем дальше уходит человек от часа своего рождения, уходит от Бога, чем больше в нем социума, тем менее естественным он становится.

    Я некоторое время специально наблюдал за детишками, которые гуляли на улице со своим детским садом, и заметил: чем младше человек, тем он, как ни покажется кому-то парадоксальным, свободнее. Но чем старше становится, тем больше начинает обращать внимания на реакцию других. Он начинает жить, исходя не из собственных желаний, а из того, чтобы соответствовать желаниям других.

    Дети рождаются свободными. Потом к ним приходят родители.

    Мы очень многого говорим о том, что взрослые опытнее детей. Но давайте, что называется, по-честному ответим себе на вопрос: опыт чего есть у нас? Опыт построения мира, где постоянно происходят войны и кризисы? Опыт построения жизни, где зло и корысть куда как часто оказываются сильнее добра и альтруизма? Не имеет ли смысла нам, взрослым, быть скромнее, когда мы бесконечно трындим о передаче своего опыта молодым?

    Я уж не говорю о том, что редкий взрослый передает опыт построения счастья. Как правило, это опыт бесконечной борьбы и всевозможных преодолений. Мало кто может научить своего ребенка жить гармонично, но куда как многие учат его зарабатывать деньги, опрометчиво считая, что это и есть дорога к счастью.

    Олег Павлович Табаков рассказывал, как однажды застал свою тогда трехлетнюю дочь Машу грустно стоящей на крыльце. "Что случилось?" - встревоженно спросил великий актер. "Жук умер, - вздохнула Маша. - Надо хоронить".

    Опыт отношения к природе, как к другу, как к равному - это дети. Интерес к любому человеку - это дети. Бесконечное желание каждый день узнать что-то новое - это дети. Стремление быстро подружиться со своими ровесниками - это дети. Любопытный восторг в отношении всего неизвестного - это дети.

    Нам не хотелось бы не делиться с ними своим опытом, а попробовать взять что-то от их?

    Конечно, я далек от мысли, что взрослые вдруг начнут учиться у детей. Я о том, что не стоит относиться к ним, как к рабам, которые обязаны выполнять все наши приказы, но стоит внимательней и заинтересованней относиться к ним.

    Даже те взрослые, которые готовы признать истину: "Человек человеку - учитель", не распространяют ее на детей.

    Мы ходим к детям с ответами, мы ведь знаем, как жить: имеем право делиться опытом.

    А вы попробуйте идти к детям с вопросами. Даже в бытовых мелочах. Не кричать на свое чадо: "Иди делай уроки!", а попытаться разобраться в том, почему он этого не делает. Не орать: "Сколько можно играть на компьютере!", а попытаться выяснить: почему человек предпочитает компьютер всем развлечениям мира? Может быть, это мы не помогли ребенку отыскать призвание - то, ради чего он призван на Землю, - вот он и просиживает за компьютерными играми просто потому, что не знает, куда себя деть?

    А почему не помогли? Все потому же - шли с ответами, а не с вопросами. Не выясняли: к чему лежит душа нашего чада, а навязывали ему то дело, которое, как нам казалось, может обеспечить его жизнь в будущем.

    Может быть, самое главное, что может сделать сегодня каждый взрослый - это услышать своего ребенка, попытаться понять детскую картину мира и, может быть, чему-то поучиться у того, кого мы часто просто не замечаем.

    Дети - посланники того мира, куда мы все уйдем. Разве уже одно это не предполагает уважительного отношения к ним?

    Поделиться