02.02.2015 01:50
    Поделиться

    В Москве открылась выставка, посвященная 70-летию освобождения Освенцима

    "Человек и катастрофа" - в Еврейском музее и центре толерантности
    К 70-летней годовщине освобождения узников Освенцима Еврейский музей и центр толерантности представил проект "Человек и катастрофа".

    Название очень точное. Три выставки, входящие в него: "Архитектура смерти: чертежи Аушвица (Освенцим) - Биркенау", "Теряя лицо" бельгийца Яна Ванрита и "Знаки" фотографа Егора Заики образуют трилогию, в фокусе внимания которых оказывается вопрос о человеке.

    Катастрофа, разразившаяся в центре Европы, - это не цунами или метеорит, свалившийся на голову грешного человечества. Нет, это проект. Проект, прошедший путь от идеи, зародившейся в голове homo sapiens, до его продуманного поэтапного воплощения в жизнь. Поэтому центральной частью проекта оказывается, на мой взгляд, выставка... чертежей. 15 листов их были найдены в берлинской квартире в 2008 году. Федеральный архив Германии подтвердил их подлинность. По этим аккуратным чертежам 1941 года построили шесть газовых камер и крематориев, а также бараки для заключенных в лагере смерти Аушвиц-Биркенау. За четыре года здесь были уничтожены миллион триста тысяч человек, в том числе миллион сто тысяч евреев, депортированных со всех стран Европы.

    Никакой готики, напротив, торжество конструктивизма, расчета... Едва ли не самым макабрическим элементом кажется то, что запрограммированы детали, вроде декоративных садов перед торцами бараков. "Любовь к прекрасному" на фоне газовых камер - свидетельство из того же ряда, что признание на суде Рудольфа Гесса: "Большинство детей плакали, когда их раздевали, тогда их матери или специально обученные сотрудники СС находили способы их успокоить. Дети играли и ссорились перед тем, как зайти в газовую камеру, в руках они несли свои игрушки". "Специальное обучение" тех, чья работа - отправлять детей в газовую камеру, - это учет "человеческого", постановка на службу конвейеру смерти.

    Рядом с "Архитектурой смерти..." музей показывает работы Яна Ванрита, который использовал архивные фото людей, снятых сразу после депортации в транзитный лагерь в казармах Доссин. Дальше их отправляли на восток, многих - как раз в Аушвиц. Ян Ванрит превращает снимки людей, сделанные на пороге прощания с жизнью, в серию-реквием. На живописных портретах - лица людей, глядящих в объектив тюремного фотографа, уже предчувствующих, что их ждет...

    Живопись - это последняя возможность вернуть если не жизнь погибшим, то право на память и лицо. Столкновение "проекта" с лицами тех, кто уничтожен по этому проекту, - вопрос не к тем, кто умер тогда. Это вопрос к тем, кто живет сегодня.

    Собственно, именно об этом проект фотографа Егора Заики, который почти год снимал места, где были лагеря смерти. Треблинка, Дахау, Заксенхаузен, Собибор, Хелмно, Белжец, Освенцим - даже названия мест, кажется, звучат как приговор. Но на фото - бензоколонки и комнатки хостела (в бывшей вилле коменданта лагеря), луг, в котором едва видна ржавая колючая проволока, вокзальные станции и прекрасные виды...

    Лишь наше знание о том, что здесь происходило больше 70 лет назад, превращает мирные снимки в кадры саспенса. С этим саспенсом очень неуютно жить.

    Но без памяти об опыте встречи с Катастрофой, рожденной цивилизованным homo sapiens, есть риск этому самому homo sapiens не выжить.

    Поделиться