28.01.2015 01:38
    Поделиться

    Как студенты становятся резидентами Сколково

    Как студенты приходят в инноград? Почему робот-коптер может быть эффективнее вертолета? Зачем нужны подлодки без экипажа? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем робототехнического центра фонда "Сколково" Альбертом Ефимовым.

    Альберт Рувимович, много ли в России молодых и успешных команд робототехников? Помним фирму, которую оштрафовали за доставку пиццы с помощью дрона...

    Альберт Ефимов: Не так давно суд ребят оправдал, и штраф им платить не нужно. Но проблема, которая тормозит беспилотники, никуда не делась: законодательство не готово к их массовому коммерческому использованию. А для того чтобы написать закон, нужно провести серьезные исследования: беспилотники какого веса можно запускать, в какой удаленности от жилья, на какой высоте. Однако инженеров-энтузиастов это не останавливает. Например, студенты и научные сотрудники Нижегородского госуниверситета собираются создать беспилотник, который смог бы осуществлять мониторинг удаленной инфраструктуры. В компьютер вводится задание, а затем программа сама выбирает, сколько аппаратов потребуется, куда и как полетит каждый из них.

    Зачем нужны легкие беспилотные летательные аппараты? Простой пример. Сейчас без вертолета доставить вакцину в отдаленный фельдшерский пункт в Сибири просто нереально. Но ведь вместо него можно поднять над тайгой легкий беспилотник: и экипаж не нужен, и куда меньше топлива требуется. Перспективных областей для коптеров множество: геодезия, разведка местности, обнаружение лесных пожаров, доставка грузов, наблюдение за пробками... И та страна, которая первой выработает нормы, регулирующие работу беспилотников, получит конкурентное преимущество.

    Насколько я знаю, в вузах начинались и начинаются многие перспективные проекты по созданию беспилотников?

    Альберт Ефимов: Да, есть вузовские соревнования робототехников, есть общероссийские. Многие из студенческих команд потом становятся нашими резидентами, проходят экспертизу, получают гранты. Например, выходцы из Рязанского государственного радиотехнического университета - КБ "Аврора" начали с мобильного колесного робота. Стали нашими резидентами. Уже дважды выиграли "Робокросс", который проходил на полигоне автозавода "ГАЗ" в Нижнем Новгороде. Их беспилотная "газель" самостоятельно проехала до определенной точки, развернулась задним ходом на ограниченной территории, сумела объехать неожиданные препятствия. В планах - чтобы "газель"-робот "сдала" площадку, как это делают новички-водители в ГИБДД. Половину обязательных элементов машина "знает". Мы хотим научить ее распознавать знаки дорожного движения и сигналы светофора.

    Удививший мир "гуглмобиль" тоже появился из студенческого проекта Стэнфордского университета. Неужели будущее за такими "колобками" на колесах, без руля и педалей?

    Альберт Ефимов: Машина без водителя первой проехала более 200 километров по пустыне. Однако на красивых роликах я ни разу не видел, чтобы "гуглмобиль" ездил в проливной дождь или месил снежную кашу. Они показывают только ровную городскую езду по размеченным полосам. Не думаю, что полностью беспилотные автомобили появятся на улицах городов в ближайшие 10 лет. Гораздо более перспективное решение - "помощник на дороге". Автомобили уже сейчас могут самостоятельно парковаться, следовать по полосе и в пробке, даже выруливать в критической ситуации. А в нужный момент автомобиль сможет подать водителю сигнал для переключения на ручное управление. Только цена пугает - за машину с такими функциями придется выложить не один миллион рублей.

    В Сколково построят полигон для испытания беспилотников на земле, воде и в небе. Перспектива за подводными роботами

    В четырех американских штатах разрешили испытывать беспилотные автомобили на общественных трассах. В Британии выделяют гранты для создания зон тестирования автономных машин. У нас что-то подобное будет?

    Альберт Ефимов: К 2016 году мы хотим создать в Сколково зону, где наши инженеры смогут испытывать беспилотники. Причем не только наземные машины, но и коптеры, и морские роботы. Очень перспективное направление - необитаемые подводные аппараты-роботы, которые могут использоваться для разведки и освоения недр Арктики.

    Недавно автомобиль без водителя развил скорость в 240 км/час. Значит ли это, что робомобили вскоре дадут фору профессиональным гонщикам?

    Альберт Ефимов: Эту скорость робомобиль развил в идеальных условиях: на его пути не было ни людей, ни машин, ни ям. Если устроить заезд на незнакомой трассе между человеком и автомобилем без водителя, то победителем выйдет человек. И так будет еще лет 20, или больше.

    Кстати, объявлен конкурс на разработку серийных легковых автомобилей-беспилотников B-класса. По плану, опытный образец российского робомобиля должен быть готов к 2016 году. Но о победителе конкурса до сих пор ничего не слышно. Не нашлось умельцев?

    Альберт Ефимов: Команды есть. Что нужно, чтобы автомобиль стал беспилотным? Системы трех уровней и хороший искусственный интеллект. Первый уровень - это сенсоры, которые "понимают" мир: лазерные дальномеры, телевизионные камеры, ультразвуковые сенсоры, энкодеры на колесах и т.д. Второй - система анализа информации и сопоставление ее с данными, например, со спутников, анализ текущей дорожной ситуации. Собственно то, что можно назвать искусственным интеллектом. И третья - блок передачи сигналов управления.

    Роботы наступают?

    Альберт Ефимов: В прошлом году правительства многих развитых стран объявили о программах поддержки робототехники. Евросоюз объявил об общих инвестициях в 2,8 млрд евро на разработку промышленных и сервисных роботов. Франция - 100 млн евро на все области гражданской робототехники, а Великобритания - 100 млн евро на интеллектуальных роботов и автономные транспортные системы. Южная Корея и Япония также не отстают. И для России важнейшая задача - добиться, чтобы востребованные в быту и на производстве роботы создавались в нашей стране и продавались по всему миру, а не импортировались.

    Кстати

    Робототехника - одно из самых перспективных направлений технического творчества, которое развивается в крупных вузах и постепенно переходит в школы. Так, более 600 роботов, созданных студентами и школьниками, скоро будут сражаться за звание лучших на "Робофесте". Это крупнейшее в Европе соревнование для молодежи в седьмой раз пройдет в Москве. Приедут представители из 250 учебных заведений - 3000 талантливых школьников и студентов из 57 регионов.

    Показательный факт: для общения с роботами участники будут использовать 5 языков программирования и в ходе напряженных мозговых штурмов выработают около 48 000 кВт/ч электроэнергии. Говорят, что столько электроэнергии нужно городу Королеву в течение суток.

    Каждый из начинающих робототехников связывает свое будущее с инженерно-технической профессией. У многих за плечами несколько успешных киберпроектов. Студенты смогут сразиться в зрелищном соревновании БаскетБот, где механические спортсмены будут играть в мяч, или принять участие в серьезном конкурсе на лучшую программу для промышленной автоматизации. Для школьников 11-15 лет организаторы устроят забеги на скорость и биатлон. Что это такое? Все просто: робот должен пройти по заданной траектории, сбить мишени - железные банки и не задеть столбы. Для ребят 14-18 лет задания сложнее. Автоматы должны положить шары разных размеров в тубусы, расположенные на поле. Причем 30 секунд им придется работать в автономном режиме. Победит та команда, чей робот забьет больше "голов". Комиссия экспертов оценит, как они разрабатывали концепцию робота, создавали его чертежи, программировали, проводили тесты. Таким образом, на "Робофесте" определится команда, которая будет представлять Россию на чемпионате FIRST(США).

    А в марте пройдет международная конференция Skolkovo Robotics, которая соберет ведущих ученых, экспертов и бизнесменов, заинтересованных в развитии робототехники.

    Поделиться