26.01.2015 22:00
    Поделиться

    Минздрав подготовил решения проблемы дефицита медицинских кадров

    Подготовлены меры против дефицита медицинских кадров
    Впервые за последние 10 лет в регионах наметилась тенденция к увеличению численности медсестер и улучшилась обеспеченность врачами в сельской местности. Об этом "РГ" сообщили в министерстве здравоохранения РФ.

    Кадровый дисбаланс - одна из острейших проблем в здравоохранении, и чтобы ее решить, в минздраве предлагают комплекс разнообразных мер. Сейчас, например, идет общественное обсуждение проекта приказа минздрава, который должен утвердить проведение в 2015 году конкурса лучших специалистов в здравоохранении. Врачей года во всех основных специальностях выбирают и награждают уже несколько лет. В нынешнем году предлагается награждать, вручая весомые денежные премии, лучших фельдшеров, акушеров, медсестер, лаборантов. Есть и номинация "За верность профессии".

    Но поднять престиж профессии только проведением конкурсов, конечно, невозможно. В минздраве говорят о необходимости продолжать увеличивать зарплату медиков, и сделать ее более стабильной. Сейчас "базовая" часть заработка врача и медсестры обычно составляет лишь треть общей суммы. Остальное - доплаты, надбавки, премии, которые часто зависят не от качества работы, а от доброй воли начальства. Минздрав рекомендовал регионам новый подход: "твердая" тарифная часть - около 60%, оставшихся "надтарифных" 40% вполне достаточно, чтобы создать систему поощрения и заинтересованности медиков в результатах работы.

    В прошлом году зарплаты врачей поликлиник росли быстрее, чем у работающих в стационарах. Это - не случайно, пояснили "РГ" в минздраве. Дело в том, что в первичном звене, а именно в поликлиниках, в прошлом году не хватало 30 тысяч врачей, а в больницах наблюдался избыток специалистов - 4,5 тысячи. Чтобы понять, как провести перестановки, кого отправить поучиться, был создан единый федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников.

    "Он позволяет прогнозировать изменения кадрового состава и планировать подготовку медицинских кадров, - пояснила министр здравоохранения Вероника Скворцова. - Таким образом, появляется возможность определять объемы государственного задания медицинским образовательным учреждениям по всем медицинским специальностям для каждого региона".

    В минздраве настаивают: быстро решить кадровую проблему поможет целевой прием в медвузы. Если в 2011 году таких "целевых" мест было чуть больше трети, то в прошлом - более половины (а в некоторых вузах - до 77%). "Целевой" выпускник обязан отработать в качестве молодого специалиста в том регионе, откуда его направили на учебу. "Нам фактически удалось создать систему восполнения реальной потребности в квалифицированных медиках без введения обязательного распределения", - констатировала министр.

    "Сегодня медвузы стали органичной частью системы здравоохранении. - считает профессор Петр Глыбочко, председатель Совета ректоров медицинских вузов. - Во взаимодействии с регионами мы готовим специалистов под конкретные потребности, размещаем клинические базы в региональных учреждениях здравоохранения, наши профессора работают в больницах, помогая практическим врачам в сложных случаях". С 2016 года молодые специалисты, только что закончившие вуз, должны будут подтвердить свою квалификацию, пройдя аккредитацию со стороны профессионального сообщества. Без этого они не смогут получить  допуск к конкретным видам медицинской деятельности.

    Еще одна "болевая" точка в нашей медицине: наряду с профессионалами очень высокого уровня, в здравоохранении работает много специалистов старшего, зачастую пенсионного возраста, подготовка которых осталась на уровне вчерашнего дня. Возможности медицины сегодня расширяются стремительно. Важно, чтобы за  появлением новых лекарств, новых методик, новых способов диагностики следили не только в крупных федеральных медцентрах, но и в первичном звене. Поэтому в прошлом году началась отработка непрерывной системы профессионального образования. В ближайшие два года, обещают в минздраве, станут более доступными новые возможности обучения - дистанционные, с использованием симуляционно-тренинговой техники (когда, например, ведение сложных родов отрабатывается на особых "куклах", имитирующих мать и новорожденного).

    Поделиться