21.01.2015 15:45
    Поделиться

    В Минске завершился фестиваль оперетты "Наталия Гайда приглашает..."

    С аншлагами прошел в Минске белорусско-российский музыкальный фестиваль
    Фестиваль оперетты "Наталия Гайда приглашает..." - один из самых популярных в Беларуси. Проводится он сравнительно недавно, с 2012 года, но представить без него театрально-музыкальную жизнь республики уже невозможно. Собирает он на сцене Государственного академического музыкального театра Минска ведущих исполнителей не только самой Беларуси. Минувшей осенью, например, на приглашение Наталии Викторовны откликнулись мастера из одиннадцати музыкальных коллективов России!

    Петербургский театр Музыкальной комедии представляли на берегах Свислочи несколько солистов во главе с дирижером, заслуженным артистом РФ Андреем Алексеевым. Маэстро до сих пор с удовольствием вспоминает те спектакли в Минске.

    - Выступали мы нынче на фестивале Наталии Гайды в третий раз, - рассказывает Андрей Владимирович. - В театре все дни были аншлаги. Минчане любят оперетту. Наши питерские артисты Андрей Данилов, Мария Елизарова, Александр Леногов, Федор Осипов выходили на сцену в "Бабьем бунте", "Сильве", в итоговом гала-концерте, ставшем настоящим праздником как для исполнителей, так и для зрителей. Были показаны номера, прозвучали куплеты из таких оперетт, как "Веселая вдова" Легара, "Баядера" Кальмана, "Мадемуазель Нитуш" Эрве, "Вестсайдская история" Бернстайна... Принимала их публика на ура стоя. Я вам больше скажу, такой любви и преданности жанру оперетты, как в Беларуси, я давно нигде не встречал. Считаю это заслугой прежде всего самой Наталии Гайды, человека удивительного, редкого по нынешним временам таланта и трудолюбия.

    - Она ведь родилась и выросла в Свердловске, ныне Екатеринбурге, там начинала свою профессиональную карьеру...

    - Да, а потом по приглашению минчан переехала в их театр "возрождать оперетту". С чем справилась, считаю, более чем успешно, на все двести процентов. В минувшем году Наталия Викторовна отметила большой красивый юбилей, при этом продолжает выступать. Она и сегодня в отличной форме. Задает, так сказать, тонус. На фестивале я имел возможность наблюдать за ее работой. В театре появляется обычно одной из первых. Всегда улыбающаяся, полная задора. Для нее музыка, сцена - это огромная радость.

    Идея фестиваля родилась у Наталии Викторовны несколько лет назад не в последнюю очередь из желания помочь тем, кто только начинает свой путь в большой оперетте, чтобы могли лучше узнать и понять этот жанр, проявить себя в нем в полной мере. Ее поддержала Сусанна Цирюк, которую давно и очень хорошо знают в России. Спектакли Цирюк с успехом идут в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Челябинске. Участвовала она как постановщик и в международных фестивалях, в частности, в Швейцарии, Германии. А родом Сусанна Юрьевна из нашей Северной столицы. С Беларусью творчески связана с начала 1990-х годов. Без малого десять лет проработала в Минском театре оперы и балета. В 2010-м после перерыва вернулась в столицу республики, чтобы стать уже главным режиссером Белорусского музыкального театра. Здесь ее называют не иначе как "наш моторчик", столь энергична Сусанна Цирюк, а главное, всегда полна интересных сценических решений.

    Она умеет удивлять. Чего стоит ее предложение участникам фестиваля "Наталия Гайда приглашает..." 2014 года выступить в главных партиях легендарной "Сильвы" "сменным составом". В одном акте роли Сильвы и Эдвина исполняли артисты из Петербурга, в другом - Новосибирска, в третьем - Иркутска и Петрозаводска. Зритель таким образом получил возможность и сравнить, и глубже проникнуть, как говорят профессионалы, "в ткань спектакля". Артисты же, в свою очередь, обменяться опытом, поучиться друг у друга. В общем, настоящий подарок служителям и поклонникам оперетты.

    Спрашиваю у Андрея Алексеева, что привлекает в данном фестивале самих музыкантов? Может быть, хорошие гонорары, как нередко бывает на такого рода международных представлениях?

    - Гонорара в Минске мы вообще не получаем, - говорит маэстро. - Нас принимают, создают нам все условия для репетиций, выступлений, отдыха. И - все. Тем не менее за то время, что проводится фестиваль Наталии Гайды (а я участвую в нем с первого года), не слышал ни об одном отказе. Все коллективы едут, как говорится, по первому зову. Не все ведь в нашей жизни измеряется деньгами. Тут такая замечательная атмосфера, которую нечасто встретишь в куда более известных европейских театрах. Много интересных встреч, новых знакомств. Творческому человеку без этого никак нельзя. Тем более полноценных гастролей у отечественных музыкальных театров не так много в последние годы. Дело это хлопотное и довольно затратное, учитывая, что в каждой труппе, помимо артистов, также хор, балет, оркестр. Поэтому такие приглашения, какие дарят нам раз в год Наталия Гайда и Сусанна Цирюк, помимо того что интересны, еще и очень полезны.

    - Организаторы ставят, может быть, какие-то условия, например, что играть, кому исполнять?

    - Мы согласовываем программу. В этот раз я дирижировал опереттой "Бабий бунт". Вместе с небольшой группой артистов нашего театра мы на время фестиваля были введены в этот спектакль. Вот, к слову, еще один плюс таких встреч: они повышают творческий тонус местной труппы. Когда то или иное представление идет долгое время (а "Бабий бунт" из этого числа), оно становится не столь, скажем так, свежо, как поначалу. Требуется некая "встряска" для его сохранения в репертуаре. И для самих приглашенных артистов это, как правило, хороший тренинг, стараются и себя показать, и коллег не подвести.

    - Тяжело работать с не своим оркестром, все-таки, помимо знания партитуры, нужна, как я понимаю, слаженность звучания?

    - В таких случаях включается профессионализм. А доброжелательность фестиваля создает соответствующую атмосферу.

    Поделиться