21.01.2015 22:00
    Поделиться

    На водителей на дороге распространят принцип презумпции невиновности

    Новый законопроект предлагает особо прописать в Кодексе об административных правонарушениях принцип презумпции невиновности. Это значит, что любые сомнения надо будет трактовать в пользу человека, которому пытаются предъявить претензии, будь он хоть водителем на дороге, хоть подвыпившим прохожим. Для наказания надо предъявить железные доказательства, что гражданин что-то нарушил. Инспектор не уверен? Значит, водитель не обгонял, где нельзя.

    Накануне группа депутатов внесла в Госдуму проект новой общей части Кодекса об административных правонарушениях. Эта часть прописывает базовые принципы наказания за правонарушения. Одно из важных новшеств как раз и заключается во введении презумпции невиновности в подобные дела. До сих пор этот конституционный принцип распространялся на уголовные дела. Авторы нынешнего законопроекта предлагают посмотреть на вопрос шире.

    Как сказано в проекте, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, если иное не установлено кодексом. А "неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица".

    Как уже писала "РГ", еще в октябре в Госдуму был внесен проект административного кодекса, призванный, по замыслу авторов, заменить общую часть Кодекса об административных правонарушениях. Менялось не только название, менялось буквально все. Многие подходы показались тогда экспертам слишком радикальными. Например, проект предлагал ввести запреты для нарушителей на посещение массовых мероприятий. Иными словами, если суд сочтет, что человек не умеет себя вести в обществе, ему запретят на какое-то время посещать концерты.

    Однако, как выяснилось, в это же самое время в парламенте шла работа над аналогичным проектом. Анализ двух документов показывает, что рабочая группа взяла многие предложения и из того проекта. В частности, по словам экспертов, новации по административным запретам в нынешнем проекте тоже есть. Более того, авторы нового документа пошли дальше и предложили прописать запреты на пользование услугами авиаперевозчика в качестве пассажира. Если гражданин не умеет летать, то есть плохо себя ведет на борту, ему по сути обрежут крылья. Все передвижения будут возможны только на земле. Так сказать, рожденный дебоширить летать не должен. При этом в положении о "черных списках" авиапассажиров прописывается, что решения о включении туда будут приниматься только судом, а не авиакомпаниями.

    После внесения в Госдуму нынешнего законопроекта проект административного кодекса был отозван, а его автор присоединился к числу инициаторов нового проекта, что неудивительно. В свою очередь глава Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин подтвердил, что при подготовке нынешнего документа были использованы и наработки по теперь уже отозванному административному кодексу. Отдельные предложения рабочей группы подготовлены с учетом мнений, высказанных на "круглых столах" и парламентских слушаниях. Иными словами, положения внесенного в Госдуму проекта широко обсуждались в экспертной среде, поэтому предложения получились взвешенными и своевременными, уверены инициаторы.

    "Новая редакция общей части КоАП РФ не ужесточает и не повышает существенным образом размеры административных штрафов", - заверил Владимир Плигин. По его словам, прежде всего ставилась задача систематизации действующего административного права, поскольку к нынешнему КоАП уже внесено 2 тысячи поправок. Помимо прочего сейчас предлагается снизить максимальные потолки штрафов для граждан. Замглавы Комитета Госдумы Дмитрий Вяткин обратил внимание журналистов, что в действующем Кодексе максимальное наказание для граждан предусмотрено в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей. "Мы же ограничиваем штрафы для граждан до 100 тысяч рублей, и то только за самые грубые нарушения. То есть предлагаем не повысить максимальные размеры штрафов, а даже понизить", - пояснил он. Правда, минимальный размер штрафа вырастет со 100 до 500 рублей.

    Важной новеллой является введение трех категорий административных правонарушений - грубые, значительные и менее значительные. Согласно этой квалификации, и будет определяться степень наказания. Чем хуже повел себя человек и больше вреда причинил, тем сильнее его накажут.

    Грубым административным правонарушением будет признаваться такое нарушение, которое создало угрозу жизни и здоровью людей или принесло очень вредные последствия. Предусматривается, что штрафы за грубые административные правонарушения составят для граждан от 10 тысяч до 100 тысяч рублей.

    За значительные правонарушения - это проступки рангом ниже, а значит, менее опасные - граждан оштрафуют от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Менее значительные административные правонарушения будут стоить для физлиц от 500 до 5 тысяч рублей.

    Отдельная статья прописывает особенности привлечения к ответственности водителей. Например, сказано, что если нарушение выявлено камерами видеофиксации, то наказывается владелец машины. Но владелец сможет избежать ответственности, если в установленном порядке докажет, что за рулем был другой человек.

    Лицо, впервые совершившее административное правонарушение, не являющееся грубым, может быть освобождено от наказания, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред. Поэтому раскаяние в некоторых случаях может освободить от штрафа. Но раскаяние должно быть чистым.

    Еще одна новость: Министерство юстиции России приступило к разработке законопроекта, который пропишет порядок использования электронных документов в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях. По большому счету предлагаемые новации позволят государственным ведомствам открывать электронные приемные для жалоб. Сосед неправильно выгуливает собаку? Пьяная компания шумит под окном? Какая-то фирма развела антисанитарию? Надо открыть сайт местной полиции или ведомства, борющегося с конкретными нарушениями, и отправить жалобу. Никуда ходить не надо, справедливость сама придет к вам.

    Однако, чтобы такая система стала возможной, необходимо прописать порядок использования электронных документов. Ведь заявление по Сети должно получить статус официальной бумаги. Разработка подобного проекта уже началась. Заведут ли ведомства электронные приемные? Поживем - увидим. Но по закону такое станет возможно.

    Поделиться