21.01.2015 20:21
    Поделиться

    В городах Урала появилось социальное предпринимательство

    В малых городах Свердловской области начало активно развиваться социальное предпринимательство
    В Свердловской области 2014 год стал годом развития нового тренда - социального предпринимательства. Его суть - создание в городах компаний, готовых решать социальные проблемы территории и при этом существующих не на гранты, а на зарабатываемые ими же средства. То есть это некий симбиоз благотворительности и бизнеса, способного выживать в конкурентной среде.

    Сегодня решением проблем общества занимаются несколько институтов. Один из них - рынок - изначально для этой цели не предназначен, однако другой институт -государство - может и должен не только заниматься социальными проблемами напрямую, но и создавать стимулы для игроков рынка, готовых оказывать помощь людям. Еще один вариант - благотворительность.

    - Социальные исследования подтверждают, что более 70 процентов жителей Уральского федерального округа участвуют или когда-либо участвовали в благотворительности и им это нравится. Но проблема в том, что это разовое вложение средств, долгосрочного эффекта оно иметь не будет, - говорит бизнесмен, в прошлом руководитель Уральской лаборатории социального предпринимательства Александр Башкирцев. - Филантропия - это еще и экономика: пока у донора есть средства, они идут на поддержку социальных проектов, заканчиваются деньги - и поддержка заканчивается. Интересно, что больше всего средств получают те проекты, которые наиболее активно освещались СМИ. Если проблематика не освещена, то финансирования не будет. Многие специалисты считают, что это несправедливо.

    Для развития нового направления требуются бизнесмены с четкой гражданской позицией, которые лично заинтересованы в филантропии. Нередко бизнес-технологии стремятся изучить волонтеры, которые уже занимаются решением конкретной социальной задачи, но не знают, как поставить дело на самоокупаемость. Это обязательное условие: самоокупаемость обеспечивает независимость и устойчивость проекта в долгосрочной перспективе.

    Пока в России только выстраивается инфраструктура для социального предпринимательства. К примеру, в регионах появляются школы социального предпринимателя. Как правило, к концу курсов готовые проекты защищают не более трети слушателей, начинавших обучение, но эксперты считают этот показатель высоким.

    - Школа социального предпринимательства помогает коммерциализировать идеи, направленные на улучшение социальной сферы. В современных условиях и государству, и бизнесу выгодно вкладываться в окупаемые социальные проекты. В результате рождается социальное предприятие, дающее прибыль и направляющее ее на решение социальных проблем территории, - рассказывает региональный менеджер Центра инноваций в социальной сфере Наталия Носкова. - Если коснуться таких двух полярных понятий, как благотворительность и бизнес, то социальное предпринимательство, на мой взгляд, - это их движение навстречу друг другу. Поэтому и люди в Школу приходят разные: активисты-волонтеры, начинающие предприниматели, руководители некоммерческих структур. Их объединяет желание реализовать свой потенциал, направив его на улучшение жизни людей.

    Интересно, что гораздо легче и быстрее адаптируются в этой сфере те, кто ранее работал волонтером. Обучить опытного предпринимателя вести социальный бизнес оказалось сложнее.

    Отметим, что, хотя это довольно новое явление для России, на Урале уже накоплен некоторый опыт. Так, в 2014 году в Екатеринбурге была создана Уральская лаборатория социального предпринимательства, однако просуществовала она полгода. Объединению не хватило средств на развитие. Вуз, который спонсировал проект, урезал финансовую поддержку.

    - За несколько месяцев мы развили простые идеи до крупных проектов, они были отмечены на федеральных конкурсах. Обучение студентов социальному предпринимательству перспективно, так как именно эта категория готова первое время работать на энтузиазме, у них есть время для развития дела и выход на нужных экспертов. Однако без поддержки "большого брата" им сложно поддерживать такой бизнес на нужном уровне. Результатом эксперимента стали разработки, которые студенты передали в другие объединения для их реализации, но сами молодые предприниматели пока не готовы выйти на рынок, - говорит Александр Башкирцев.

    Примечательно, что новое направление наиболее активно развивается не в Екатеринбурге, а в небольших муниципалитетах, в частности, на севере Свердловской области. Так, в Краснотурьинске уже работают столярная мастерская, сотрудники которой - бывшие заключенные, артель по производству продукции из местных дикоросов, клуб скалолазания, детский клуб с группами краткосрочного пребывания детей.

    - Было сложно найти подходящее помещение, нам в этом помогли. К счастью, сам клуб оказался очень востребованным. Мы находимся в отдаленном районе города, здесь нет досуговых учреждений для детей, поэтому ребята из соседних домов с удовольствием стали приходить к нам, - рассказывает Ирина Маряшина, директор детского клуба. -Заниматься социальным предпринимательством можно, но ждать от него крупных заработков не стоит. Мы открылись в сентябре и сейчас думаем только о том, как выплатить заем, о прибыли же и речи не идет. Но если ты любишь свое дело и готов вкладывать в него силы, то возможности для развития такого бизнеса есть.

    Поделиться