20.01.2015 00:47
    Поделиться

    Росрыболовство: Рыбы в РФ достаточно для насыщения внутреннего рынка

    Российской рыбы достаточно для насыщения внутреннего рынка
    В прошлом году, по предварительным данным, объем добычи рыбы в России составил 4,215 млн тонн, то есть российской рыбы достаточно, чтобы насытить внутренний рынок. Но одно дело рыбу добыть, и совсем другое - доставить до прилавка. Как решить инфраструктурные проблемы отрасли, "РГБ" рассказал замминистра сельского хозяйства РФ, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.

    Какова динамика импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке? Не потребуется ли введение мер, ограничивающих экспорт российской рыбы?

    Илья Шестаков: Российская рыбная отрасль конкурентоспособна с учетом того, что мы экспортируем 1,8 млн водных биоресурсов из более 4 млн тонн, которые ежегодно добываем. Причем уровень освоения квот в 2014 году был выше, чем в 2013 и 2012 годах, когда освоение было на уровне 72,3%. В 2014 году этот показатель достиг 74,8%. Это означает, что эффективность работы российских рыбопромышленников повышается. Благоприятные перспективы по выловам и на 2015 год.

    С выпадающим импортом рыбы, ввиду ответных мер со стороны России, проблема в основном решена. Это касается и красной рыбы, и рыбы массового потребления - например, сельди, скумбрии. Наши рыбаки все в большей мере ориентируются на внутренний рынок, поэтому доля российской продукции на этом рынке увеличится.

    По итогам десяти месяцев 2014 года экспорт водных биоресурсов сократился более чем на 13% при снижении импорта на 4,6%. В том числе экспорт сельди сократился на 40%, скумбрии - на 20%, а тихоокеанского лосося - почти на 60% по сравнению с 2013 г. В то же время минтай и ряд других видов не имеют спроса в том объеме, в котором они добываются, поэтому крупные экспортные поставки в этом случае оправданны. В целом пока не видим необходимости вводить запрет или другие ограничения на экспорт рыбы. Но для сдерживания роста экспорта, обусловленного его большей привлекательностью из-за снижения курса рубля, возможно принятие решений, выравнивающих этот курс.

    В экспертном сообществе уже не первый год говорят о "сверхдорогостоящей" доставке дальневосточной рыбы в Европейскую часть РФ, об отсутствии в стране надлежащей береговой инфраструктуры для выгрузки и комплексной переработки рыбного сырья. Как решить эти проблемы?

    Илья Шестаков: Чтобы ускорить процесс импортозамещения и, соответственно, улучшить доступность дальневосточной рыбной продукции для Европейской части России, мы внесли предложение по субсидированию перевозок сельди, так как в себестоимости этой рыбы транспортная составляющая наиболее высокая. Но с учетом ограниченности ресурсов федерального бюджета есть еще одно решение: мы предлагаем снизить железнодорожные тарифы на перевозку рыбной продукции из дальневосточных регионов в центральную часть страны рефрижераторными контейнерами до уровня тарифа для универсальных контейнеров. Тем более что рефрижераторные контейнеры экономически и технологически в большей степени подходят для перевозки рыбного ассортимента.

    И, конечно, нельзя откладывать решение инфраструктурных проблем рыбного комплекса. Рыбаки зачастую не могут привезти на берег рыбу, потому что ее, как правило, негде выгрузить и негде хранить. Сегодня рыба занимает чуть более 7% в объеме перевалки в так называемых "рыбных" портах, и если не развивать портовую инфраструктуру, то придем к тому, что через 10-15 лет даже нынешних холодильников не будет. Останутся порты, которые будут заниматься углем, металлом, лесом и другими грузами, кроме рыбы. Пока в рыбных портах приоритет не будет отдан профильной, т.е. рыбной продукции, ситуация не изменится.

    Но поскольку причальные стенки в рыбных портах принадлежат государству, есть возможность за счет арендных отношений решать эти вопросы. Один из предлагаемых вариантов - совместное использование инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства. То есть мы предлагаем совместно проводить модернизацию портовой рыбной инфраструктуры и определять основные условия оказания услуг в порту.

    Рыбы стало больше на прилавках. Но хотел бы подчеркнуть, что не задача промысловика - продавать рыбу в сети. Его задача привезти рыбу на берег и там продать, а дальнейшим товаропродвижением должны заниматься профессиональные операторы. Но их пока единицы, и это направление надо развивать. Успешные примеры работы таких крупных специализированных оптовых операторов имеются во многих странах.

    Один из путей решения проблемы более качественного товаропродвижения - это создание площадок оптовой торговли, где был бы представлен весь ассортимент российской рыбы, организованы рыбные биржи, создана торговая инфраструктура. Сейчас, например, обсуждается проект по созданию рыбного кластера в Приморском крае, где рыбакам комплексно предоставлялись бы все необходимые услуги. Проект интересный, но многие вопросы еще не решены. Это касается и финансирования, и конкурентоспособности кластера в сравнении с азиатскими терминалами, в которых российские рыбаки за последние годы уже привыкли обслуживаться.

    Также среди приоритетов - развитие береговой переработки. Стимулировать развитие поставок рыбы на берег могут помочь изменения, предлагаемые Росрыболовством в сфере распределения долей промысловых квот. То есть компании, которые будут привозить рыбу на российский берег, могли бы получать преимущества в плане промысловых квот и, соответственно, объема вылова в сравнении с теми, кто эту рыбу будет перерабатывать в море или вывозить на экспорт. Увеличения поставок рыбы на берег нужно добиваться в первую очередь экономическими мерами.

    Изменится ли структура потребления рыбной продукции в связи с ограничением импорта и как?

    Илья Шестаков: Мы считаем важным увеличить внутреннее потребление тех видов водных биоресурсов, которые массово добываются нашими промысловиками. Прежде всего это минтай, сельдь, тихоокеанские лососи, треска. Кроме того, хотелось бы, чтобы торговые предприятия и потребители обратили большее внимание на крымскую рыбную продукцию - хамсу, бычка, ставриду, барабулю, кефаль, которая уже начала поступать на переработку и в розницу. Потенциально возможные объемы вылова в Крыму, по имеющимся оценкам, достигают 200 тыс. тонн. Так что это еще один из каналов импортозамещения. В регионе активно идет перерегистрация предприятий отрасли и переосвидетельствование судов в российскую юрисдикцию.

    По уровню искусственного рыборазведения Россия пока отстает от многих стран. Какие меры господдержки предусмотрены для стимулирования этого направления в этом году?

    Илья Шестаков: Одна из составляющих импортозамещения - это развитие аквакультуры, то есть разведения рыбы. Росрыболовство в 2014 году разработало механизм субсидирования этого направления. И мы рассчитываем, что с 2015 года господдержка инвестиционных проектов в области аквакультуры заработает. Планируется поддерживать не только строительство самих рыбных ферм, но и заводов по производству посадочного материала (малька) и кормов, так как здесь мы еще зависим от импортных поставок.

    Этот вид господдержки мы заложили в государственной программе развития российского рыбохозяйственного комплекса, ее новая редакция недавно утверждена. Дополнительные средства пойдут также на расширение ресурсных исследований с целью увеличения сырьевой базы для добычи водных биоресурсов, на точечные инфраструктурные проекты. В целом, в соответствии с госпрограммой, к 2020 году объем добычи водных биоресурсов, как ожидается, возрастет до 4,46 млн тонн, производство аквакультуры увеличится вдвое - минимум до 315 тыс. тонн. А общая доля отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке выйдет на 80%, то есть на пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности РФ.

    Поделиться